Картина ясная!

Физики и химики помогли прояснить историю создания шедевра

Ученые Московского физико-технического института, Института общей и неорганической химии РАН и Третьяковской галереи исследовали в ходе реставрации картину Дмитрия Левицкого «Портрет Ф.П.Макеровского в маскарадном костюме» (1789). Отчет о совместной работе химиков, физиков и искусствоведов опубликован в журнале Heritage Science.
Д.Левицкий стоит в одном ряду с самыми известными российскими портретистами XVIII века. В течение 17 лет он руководил портретным классом в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Писал членов императорской семьи, аристократов, деятелей культуры. Ему принадлежат портреты Екатерины II, французского просветителя Дидро и детский портрет будущего императора Александра I.
Портрет Фавста Макеровского — один из шедевров зрелого творчества мастера и редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Увы, грубые реставрационные вмешательства вековой давности, толстые слои старого пожелтевшего лака и повреждения красочной поверхности искажали эстетическое восприятие образа. Перед реставраторами была поставлена задача максимально приблизить портрет к первоначальному облику.
В 2017 году Третьяковка заключила соглашение с МФТИ и искусствоведы вместе с физиками и химиками занялись комплексными исследованиями произведений живописи с применением методов локальной диагностики материалов и наноматериалов.
На этот раз ученым предстояло разобраться с вопросом авторства надставок к полотну. Портрет состоит из трех частей, и хотя принадлежность основного холста Левицкому не подлежала сомнению, не было ясно, он ли работал над двумя другими полосами основы.
В ходе анализа красочных слоев выяснилось, что зеленый пигмент присутствует на каждой из трех частей и имеет одинаковое происхождение: методом ИК-спектроскопии удалось идентифицировать его как малахит. Интересно, что ни один другой из почти десятка использованных методов анализа его обнаружить не смог. Единое происхождение обеих надставок дополнительно подтвердило изучение коричневого пигмента. Для этого использовались методы ИК-, КР-спектроскопии, растровой электронной микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом.
В итоге анализ красочного слоя показал, что он в полной мере принадлежит Левицкому, а приставные полотна и основная часть портрета связаны единым творческим процессом. Авторы статьи предполагают, что композиция картины вышла за рамки подготовленного холста, и тогда художнику пришлось снять сначала одну надставку, а потом и другую.
Специалисты Третьяковки считают, что комплексный анализ полотна Левицкого помог расширить представления не только об этом авторе, но и в целом о художественной практике русской живописи конца XVIII века. Теперь, когда методология отработана и успешно апробирована, ее можно применять к другим произведениям.

Пресс-служба МФТИ

Красным на иллюстрации показаны места отбора проб для последующего анализа. Белым отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб.

Нет комментариев