Конспект

Покрывая дефицит
Запущен конкурс для желающих руководить наукой и образованием

Для системы управления наукой до 2024 года нужно подготовить 1150 специалистов — научных исследователей, которые могут стать руководителями и заместителями руководителей научных и образовательных организаций. Об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова в ходе прошедшего под председательством Владимира Путина заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей».
На встрече, состоявшейся в сочинском образовательном центре «Сириус», был объявлен запуск третьего сезона Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» 2019-2020 годов и анонсированы три новых его направления: «Здравоохранение», «Наука и образование» и «Финансы и технологии».
В ходе заседания была затронута тема подготовки молодых руководителей для научных и образовательных учреждений. Об этом говорили помощник президента РФ Андрей Фурсенко и министр науки и высшего образования, наставник конкурса «Лидеры России» Михаил Котюков.
— Сегодня отчетливо осознается острый дефицит в управленцах для университетов, научных организаций, — заявил М.Котюков. — Мы этим вопросом вместе с Академией наук уже не первый год занимаемся, даже сделали свой список кадрового резерва, там больше 1,5 тысячи человек, и уже в этом году запустили первый этап школы будущих управленцев в Москве. Очень рассчитываю, что инициатива, которая была анонсирована, позволит нам существенно увеличить возможности нашего резерва. И совершенно точно в ближайшее время, я не сомневаюсь, мы увидим людей, готовых взять на себя ответственность за решение различных, действительно сложных задач.
Т.Голикова также рассказала, что в ближайшие годы должны быть созданы 900 новых лабораторий и в 30% случаев ими должны руководить молодые управленцы.
— Мы предлагаем участникам конкурса предметно этим заняться и возглавить такие команды, чтобы была возможность проявить себя, — отметила Т.Голикова.

Премьер как пример
Россия и Куба восстанавливают связи

Дмитрий Медведев посетил Гаванский университет, где ему присудили степень Почетного доктора политических наук кубинского вуза.
Гаванский университет, основанный Орденом доминиканцев в 1728 году, является самым крупным и старейшим учебным центром на Кубе. Сегодня на 18 его факультетах учатся около 25 тысяч студентов по 32 специальностям, работают 1273 преподавателя, из них более 50% имеют ученую степень.
— Ваш университет стал уникальной школой, уникальным университетом, где были воспитаны лидеры кубинской революции, люди, которые открыли своей стране путь к свободе и независимости, — сказал Д.Медведев во время выступления в вузе. — Я говорю о Фиделе и Рауле Кастро, многих других выдающихся кубинцах.
Сотрудничество с Кубой играет для нас особую роль, поскольку наши страны всегда связывали теплые отношения. Куба и сегодня остается верным другом и значимым партнером России в Латинской Америке. Важная составляющая наших отношений — это образовательные и культурно-гуманитарные проекты. Мы хотели бы и дальше развивать наше сотрудничество в сфере образования. Мы формируем для этого необходимую нормативную основу.
Премьер отметил, что правительство РФ предоставляет кубинским студентам особые условия обучения в российских вузах, и порадовался возрождению школы русистики на Кубе: после почти 30-летнего перерыва в Гаванском университете открылся Центр изучения русского языка и тестирования «Институт А.С.Пушкина».
— Это очень важно и хорошо, — подчеркнул Д.Медведев и представил еще один «большой флагманский проект» России на Кубе — филиал Государственного Русского музея, который станет первым многофункциональным центром по продвижению русского языка и культуры в Латинской Америке.

Дамы — в дамках
Названы лауреаты конкурса «Для женщин в науке»

Победительницами конкурса «Для женщин в науке» L’OREAL — UNESCO 2019 года стали 10 ученых из Москвы, Казани, Новосибирска, Томска и Владивостока, каждая из которых получит стипендию в 500 тысяч рублей.
Стипендиатами конкурса стали: Гузель Валеева (Казанский федеральный университет), Галина Веремейчик (ФНЦ Биоразнообразия наземной биоты восточной Aзии ДВО РАН, Владивосток), Вера Виль (Институт органической химии им. Н.Д.Зелинского РАН, Москва), Татьяна Кардаш (Институт катализа им. Г.К.Борескова СО РАН, Новосибирск), Олеся Крумкачева (Институт «Международный томографический центр» СО РАН, Новосибирск), Анна Романчук (МГУ им. М.В.Ломоносова), Ольга Смирнова (Институт молекулярной биологии им. В.А.Энгель-гардта РАН, Москва), Наталья Тилинина (Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН, Москва) Юлия Федосеева (Институт неорганической химии им. А.В.Николаева СО РАН, Новосибирск) и Евгения Шеремет (Томский политехнический университет).
Критерии выбора стипендиаток: научные успехи, значимость и практическая польза проводимых научных исследований, а также желание продолжать научную карьеру в России. За 12 лет существования российской программы L’Oreal стипендии получили 115 молодых женщин-ученых.

С переменой мест
Опубликован очередной рейтинг THE

В новый мировой рейтинг университетов, ведущих исследования в области искусства, включая исполнительское, а также дизайна, языков, лингвистики, литературы, истории, философии, теологии, архитектуры и археологии, редакторы Times Higher Education включили 536 участников. Это на 30 вузов больше, чем в предыдущей версии предметного списка Arts and Humanities («Искусство и гуманитарные науки»). Первое место сохранил Стэнфордский университет,  за ним идет Кембридж, поднявшийся с четвертого, Оксфорд остался на третьем.  Семь вузов в ТОП-10 — американские, остальные представляют Великобританию.
Из шести российских университетов, включенных в этот рейтинг THE, четыре — участники Проекта 5-100, а в первую сотню вошел только МГУ, спустившийся с 66-й на 72-ю позицию.  На втором месте — НИУ «Высшая школа экономики», который переместился в категорию «176-200» из «201-250», где, в свою очередь, теперь находится СПбГУ вместе с Национальным исследовательским Томским госуниверситетом. Казанский федеральный университет — в группе «251-300», а впервые попавший в Arts and Humanities Уральский федеральный университет занял место в категории «301-400». Таким образом, представительство России в Arts and Humanities увеличилась на одного участника.
При выстраивании шкалы этого рейтинга используются те же 13 индикаторов оценки достижений, что и при глобальном ранжировании вузов. Они сгруппированы по пяти категориям: преподавание, уровень исследований и их влияние (цитируемость), международная деятельность и трансфер знаний. 

Критически важен
Физиологов тревожит судьба РФФИ

Участники прошедшего в Казани IX Съезда Общества физиологов растений России обратились к премьеру Дмитрию Медведеву и министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову с письмом, в котором выражают тревогу по поводу надвигающейся реорганизации Российского фонда фундаментальных исследований.
Форум собрал около 450 ученых из почти ста научных и учебных организаций. В своем послании они напомнили о том, что РФФИ сыграл неоценимую роль в сохранении отечественной науки в период острого финансового кризиса в России. Сегодня, когда государство в подавляющем большинстве случаев выделяет средства только на заработную плату научных сотрудников, роль РФФИ неуклонно возрастает, подчеркивается в письме.
Физиологи уверены, что для ученых будет иметь катастрофические последствия ликвидация конкурса по поддержке инициативных научных проектов, который проводит РФФИ, ведь это — единственный способ получить финансовую поддержку для небольших научных групп. Отмена конкурса может привести не только к «вымиранию» множества перспективных групп и лабораторий, но и к ликвидации целых научных направлений, считают ученые.

Нет комментариев