Конспект

Избыточно, но недостаточно
Депутаты критически оценили правительственный доклад о политике в сфере образования

На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке рассмотрен доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году.
Депутаты отнеслись к отчету критически. В ходе обсуждения они обратили внимание на ряд недостатков в содержании и структуре доклада, его «количественную избыточность при содержательной недостаточности». В частности, указано на отсутствие в нем положений о роли Российской академии наук.
Заместитель председателя комитета Олег Смолин заострил внимание на том, что это «документ по преимуществу ведомственный, между тем системные проблемы образования не могут быть решены только ведомственным способом, отсюда по большинству случаев отсутствует системный анализ проблем образования». Важнейшими из этих проблем О.Смолин назвал уровень финансирования образования, оплаты труда педагогов школ и преподавателей вузов.
Завершая обсуждение, председатель комитета Вячеслав Никонов высказал следующее мнение: «Это не отчет правительства. Работа целого ряда министерств, имеющих прямое отношение к организации образования в стране, вообще никак не упоминается. Никакой стратегии развития образования тоже нет. Более того, нет даже стратегического видения министерств, в лучшем случае это видение их отдельных подразделений, которые отчитываются о том, как они реализуют свои направления и спущенные сверху директивы и национальные проекты. За скобками оставлены серьезнейшие проблемы: финансирование отрасли, нерешенность вопроса с пополнением научных кадров. Такой мелко бюрократический подход не идет на пользу системе образования».
По итогам обсуждения депутаты «приняли доклад к сведению», информирует пресс-служба комитета ГД по образованию и науке.

Переключение программ
Валерий Фальков ознакомил общественность с новыми планами

 Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал о новой инициативе, связанной с развитием вузов, — Программе стратегического академического лидерства.
Первоначальный отбор университетов для участия в программе будет проводить конкурсная комиссия Минобрнауки. Итогом ее работы станет распределение базовых грантов. «Всех, кто войдет в Программу стратегического академического лидерства, мы считаем ведущими вузами. Внутри программы есть возможность побороться за два статуса. Для нас они должны быть равнозначными, разными по сущности, но равными по ценности для общества», — цитирует В.Фалькова пресс-служба Минобрнауки.
Решение о наделении университетов-участников программы тем или иным статусом — национальный исследовательский университет или национальный опорный университет — будут принимать специальные советы. Это Совет по развитию национальных исследовательских университетов и Совет по развитию опорных университетов. Планируется, что деятельность первого будет направлена на оказание университетам содействия по встраиванию в глобальные исследовательские сети. Второй сосредоточится на пространственном развитии и отраслевых приоритетах.
Результаты работы университетов будут оцениваться, исходя из следующих показателей: их востребованность реальным сектором экономики, участие в трансфере знаний и технологий в реальный сектор экономики, коммерциализация результатов исследовательской деятельности, развитие кадрового потенциала для проведения передовых исследований, увеличение научно-исследовательского потенциала, интеграция с научными, образовательными  организациями и организациями реального сектора экономики, привлечение обучающихся. Будут оцениваться и показатели, характеризующие уровень заработной платы выпускников и их карьерные треки в сфере исследований и разработок.
Обязательным условием участия в программе будет формирование университетами консорциумов совместно с научными организациями, компаниями реального сектора экономики и другими вузами. Сквозной темой станет интернационализация.
Одним из нововведений программы является выделение отдельной группы вузов-кандидатов на участие. Это университеты, которые пока не входят в глобальные рейтинги и не отвечают необходимым для этого критериям, но имеют потенциал развития и финансовую поддержку для реализации своей программы от федеральных или региональных органов государственной власти, государственных компаний. В ближайшее время проект соответствующего постановления будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ.
Также В.Фальков заявил о решении завершить в 2020 году программу поддержки опорных университетов. Министр считает, что для Программы академического лидерства из нее нужно взять самое лучшее. Статус опорных вузов повысится при этом с регионального до национального.

Со всех сторон
Рейтинги высветили разные аспекты работы вузов

В этом году перечень дисциплин, по которым ранжирует вузы британская компания Quacquarelli Symonds (World University Rankings by Subject 2020), увеличился за счет геологии (Geology), геофизики (Geophysics), а также нефтяной инженерии (Petroleum Engineering). В подрейтинг по третьему из этих предметов вошли сразу пять российских университетов.
Выше остальных забрался Национальный исследовательский Томский политехнический университет — на 26-е место. МГУ — на 42-м месте, СПбГУ, Новосибирский национальный исследовательский университет и Казанский федеральный университет разместились в группе 51-75. Всего в список «нефтяная инженерия» попали 76 вузов мира. Во главе стоят Национальный университет Сингапура, Университет Техаса и Стэнфордский университет.
Предметный рейтинг QS оценивает университеты по таким критериям, как академическая репутация, соотношение числа преподавателей к числу студентов, цитируемость, востребованность работодателями, доли иностранных студентов и преподавателей от общего количества учащихся и ППС. Теперь вузы ранжируются в общей сложности по 51 предмету, которые объединены в пять областей знаний: «Искусства и гуманитарные науки», «Инженерия и технологии», «Науки о жизни и медицина», «Естественные науки», «Общественные науки и менеджмент».
Минобрнауки опубликовало предварительную версию рейтинга качества финансового менеджмента вузов по результатам 2019 года. Уточненный вариант появится после сверки с данными самих вузов. На данный момент эксперты проанализировали индикаторы качества планирования, финансовой устойчивости, исполнения нормативных актов, стратегического развития образовательных организаций.
В общей сложности в рейтинг вошли 215 подведомственных Минобрнауки вузов. Первое место занимает Государственный университет управления, на втором находится Калужский госуниверситет им. К.Э.Циолковского, на третьем — Адыгейский госуниверситет. Вузов-участников Проекта 5-100 в первой десятке нет, многие из них даже не набрали 80% итогового индекса, чтобы войти в группу университетов с высоким уровнем менеджмента (всего 143 вуза). Среди НИУ выше остальных находится Белгородский государственный национальный исследовательский университет (16-е место), а Уральский федеральный университет — лучший из вузов с этим статусом (23-е место). Группа тех, кто показал неудовлетворительные результаты, небольшая — в нее вошли всего семь университетов  с итоговым индексом менее 60%.
В этом году Минобрнауки намерено скорректировать методику формирования рейтинга. Департамент экономической политики министерства призывает университеты принять участие в процессе актуализации методики оценивания и готов рассмотреть предложения по показателям и их расчету, приняв их по электронной почте до 20 июля 2020 года.
В рамках ранжирования вузов по уровню зарплат выпускников 2014-2019 годов рекрутинговый интернет-сервис Superjob представил две шкалы — по показателям доходов молодых специалистов, занятых в юридической сфере и IT-отрасли.
Лучшей «кузницей» юристов, как и в прошлом году, признан МГУ. Средняя зарплата его выпускников за месяц составляет 115 тысяч рублей. Второе место поделили МГИМО и СПбГУ (по 110 тысяч). Третью позицию впервые занял НИУ «Высшая школа экономики». Средний доход вышедших из его стен специалистов — 100 тысяч рублей. Далее расположились Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина и Финансовый университет при Правительстве РФ (по 95 тысяч), разделившие четвертое место. На пятом — Московский университет МВД РФ им. В.Я.Кикотя (80 тысяч). Отметим, что первые 10 позиций столичные и региональные вузы заняли примерно в равных пропорциях.
Список вузов, выпускающих IT-специалистов, традиционно возглавил Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). Зарплаты его выпускников в среднем составляют 180 тысяч рублей. Второй результат (160 тысяч.) показали МГТУ им. Н.Э.Баумана и Университет ИТМО, а МГУ находится на следующей позиции (155 тысяч). Далее идут Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (150 тысяч) и поднявшийся выше НИУ «ВШЭ (145 тысяч). В Топ-10 этого списка компанию московских и питерских вузов разбавляет только Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (140 тысяч).

Нет комментариев