Магия таблицы

Менделеев продолжает вдохновлять

Даже самые солидные участники открывшегося в Санкт-Петербурге XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии — главного события объявленного ООН Международного года Периодической таблицы химических элементов — не скрывают ностальгию по школьным урокам. Кто же из нас не изучал эту таблицу, глядя на окружающий материальный мир через ее аккуратные клетки! Вдобавок организаторы создали в фойе МФК «Горный» подходящую ауру, визуализируя прошлое: желающие могут познакомиться с книгами, лежащими на столе в «кабинете» Дмитрия Менделеева, его диссертацией о соединении спирта с водой, поставить несколько эффектных виртуальных опытов (проект МГУ), а также узнать химический состав собственного тела, получив на руки распечатку о том, сколько в нем, с точностью до сотых долей килограмма, кислорода, углерода, водорода и натрия.

Кстати, о натрии. Британский химик, профессор Ноттингемского университета сэр Мартин Полякофф, привлекший всеобщее внимание пышной седой шевелюрой и «химическим» галстуком в клеточку (в его коллекции 15 таких аксессуаров в стиле таблицы Менделеева), признался, что это его любимый элемент. Разгадка проста: мать профессора звали Айна (Ina) — совпадение со значком Na в таблице очевидно. Кроме того, натрий — символ жизни и плодородия, не чета опасному плутонию. Известный популяризатор науки сэр Мартин с гордостью сказал, что был в числе инициаторов проведения Года Периодической таблицы в честь 150-летия ее создания.
А вот академик РАН Юрий Оганесян (на верхнем снимке слева), научный руководитель лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флерова Объединенного института ядерных исследований, не хотел выделять ни один из семейства синтезированных в Дубне сверхтяжелых элементов: «Все они для меня как дети». Когда же по просьбе «Поиска» все-таки сделал выбор, то любимчиком оказался не 118-й, носящий его имя Оганесон (Og), а предсказанный за полвека до создания и потому долгожданный 114-й, с которого начинается остров стабильности ядерной материи. Юрий Цолакович заверил, что формирование Периодической таблицы далеко не закончено: первыми в списке на пополнение — 119-й и 120-й.
Еще один академик, заведующий лабораторией наноструктур Института химии силикатов РАН Владимир Шевченко, неравнодушен, как минимум, к двум элементам — кадмию и сурьме, соединение которых увлеченно изучал в молодости. По словам В.Шевченко, химическая наука отличается от прочих тем, что сама синтезирует вещества, которые сама же исследует. В этом смысле таблицу Менделеева можно сравнить с мастерской, на полках которой разложены необходимые для работы инструменты-элементы: изучай, подбирай, пробуй.
Размышлениями об особенностях современной химии поделился с «Поиском» президент РАН физик (!) Александр Сергеев. Он привел в пример две знаковые работы. Их авторы — Ахмед Зевейл (Египет — США, исследование переходных состояний, возникающих во время химических реакций) и один из vip-гостей нынешнего съезда американец Уильям Мернер (разработка флуоресцентной микроскопии) — получили Нобелевские премии по химии. А могли бы и по физике, поскольку в основе успеха — творческое применение тонких физических методов. В первом случае это фемтосекундное лазерное излучение, во втором — так называемая микроскопия сверхразрешения. Академик подчеркнул, что у химии блестящие перспективы еще и потому, что с помощью физики она получила возможность изучать поведение отдельных атомов и молекул, заниматься дизайном соединений, реакций, препаратов, исходя из уже накопленных данных (молекулярное моделирование, хемоинформатика).
Собственно, обмену знаниями, оценке достигнутого и перспективам химии и посвящен съезд, который проводится под эгидой Международного союза по теоретической и прикладной химии (IU PAC) при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Форум — выдающийся по числу участников (заметим, первый тоже проводился в Санкт-Петербурге в далеком 1907 году) — более трех тысяч участников из 52 стран — и охвату тем. От фундаментальных проблем химической науки до ее приложений в материаловедении, металлургии, традиционной и альтернативной энергетике, добыче и переработке минеральных ресурсов и углеводородного сырья, аграрном комплексе, медицине, изучении Вселенной. Они обсуждаются в течение недели в рамках ежедневных пленарных заседаний, 10 насыщенных докладами и сообщениями секций, пяти англоязычных симпозиумов, четырех круглых столов и молодежной конференции.
Съезд начался с неформальной встречи председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями российских и международных научных организаций. Тон задал сам премьер-министр, вспомнивший о своих лучших школьных отметках по химии. И практически каждый выступавший отдал дань творению Менделеева, сочетающему интуицию и расчет, — Периодическому закону и таблице как его графическому воплощению. Президент IU PAC Чжоу Цифэн назвал ее потрясающей комбинацией индивидуального гения и коллективных усилий. Нобелевский лауреат француз Жан-Пьер Соваж (проектирование и синтез молекулярных машин) отметил предсказательную способность таблицы: Менделеев не только спрогнозировал открытие неизвестных ему элементов (например, галлия), но и рассчитал их свойства, а это — высший класс для ученого. У.Мернер сказал, что на протяжении своей жизни как студент, физикохимик, преподаватель использует таблицу в качестве универсального наглядного пособия, в том числе по квантовой механике.
Поистине в условиях глобальной международной конкуренции Менделеев является нашим великим брендом. В целях его дальнейшего продвижения и с учетом нынешней геополитической ситуации А.Сергеев предложил создать международный частно-государственный фонд Mendeleev Foundation для содействия коллективным прорывным исследованиям в области химии. Д.Медведев предложение «на входе» поддержал: «На хорошее дело денег не должно быть жалко». Было также объявлено, что Россия обратилась в ЮНЕСКО с намерением учредить премию имени Менделеева и ежегодно вручать две такие награды за достижения в области химии, физики, математики и биологии достоинством 250 тысяч долларов каждая.
Большой сбор химиков продолжается. И уже ясно, что благодаря слаженным усилиям организаторов (РАН, Минобрнауки, правительства Санкт-Петербурга, РФФИ и других) Россия проводит научное событие топ-уровня. Важно, что происходит оно на университетских площадках с участием большого количества молодых ученых и студентов. Значение наследия Дмитрия Менделеева для химического образования, да и в целом для просвещения неоспоримо. Как сказала «Поиску» директор Института химии СПбГУ Ирина Балова, «изучение Периодического закона помогает школьникам, а затем и студентам усваивать знания как систему». А ректор Горного университета Владимир Литвиненко с трибуны съезда напомнил пророчество Менделеева: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки». Доверимся бренду!

Аркадий Соснов

Фото автора

 

Нет комментариев