Медиа — в массы

Чему могут научить современные СМИ?

СМИ активно внедряются в нашу жизнь, порой замещая собой даже учебники. Преподаватели разных дисциплин, в том числе русского языка, стали активно использовать тексты, аудио и видео массмедиа в учебном процессе. Изучить этот феномен взялась доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук Светлана ФАШАНОВА из Национального исследовательского Томского государственного университета. Ее работа «Просветительский медиадискурс как базовая единица медиаобразования» поддержана грантом Президента РФ.
— Светлана, расскажите непросвещенному читателю, что такое «просветительский медиадискурс» и что представляет собой медиаобразование?
— «Просветительский медиадискурс» — довольно новый термин для современной лингвистики. «Медиа» — широкое понятие, которое включает в себя и средства массовой коммуникации, и способы передачи информации, и пространство (среду), где это все происходит. Дискурс в самом общем понимании — это речь и то, что с ней связано: участники речевого общения, условия общения, его цели и т.д. То есть, медиадискурс — это все тексты (устные и письменные), которые существуют в сфере массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Просветительские радио- и телепрограммы появились давно. Вспомним, к примеру, одну из самых популярных советских радиопрограмм подобного жанра — «Радионяню». «Веселые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, законы математики, физики, биологии, освоить правила дорожного движения, нормы поведения и даже научиться сочинять стихи. Было доказано, что уроки «Радионяни» в несколько раз эффективнее, чем обычные занятия по грамматике в школе.
В современных средствах массовой коммуникации снова начинают развиваться просветительские проекты, причем ориентированные не только на детей, но и на взрослую аудиторию. Есть отдельные медиа, цель которых — популяризация научных знаний, просвещение, например, известный всем телеканал «Наука 2.0». Их и называют просветительскими медиаресурсами, ведь их основная цель — расширение кругозора целевой аудитории.
Уже стало фактом то, современный язык формируют средства массовой коммуникации, а не художественная литература. В связи с этим в мировой науке появилось понятие «медиаобразование». Изучая работы зарубежных ученых, я выделила три основных аспекта, его определяющих. Первый связан с формированием высокообразованной личности, профессионально занятой в сфере массовой коммуникации.
Второй аспект уже касается воспитания медиаграмотной аудитории, потребляющей продукцию СМИ. Медиаобразование нужно для повышения информационной культуры, развития у людей способности критически анализировать информацию и интерпретировать медиатексты. Например, некоторые немецкие ученые предлагают включать формирование компетенций в области СМИ в социальную работу с детьми и подростками. Их хотят научить работать с информацией из сферы массовых коммуникаций, уметь выявлять авторитетные источники информации и не использовать источники типа «желтой прессы».
Третий аспект медиаобразования — методический, он касается использования средств массовой коммуникации в обучении языкам. Обращение к материалам Интернета, телевидения, радио в учебном процессе полезно, так как это ежедневно обновляющиеся источники текстов, представляющие реальные речевые ситуации. Ведь бОльшая часть учебников по русскому языку для иностранцев содержит тексты, созданные самими их авторами, причем довольно давно. Такова была традиция написания учебников в ХХ веке. На начальном уровне изучения языка они дают результат, но потом «искусственность» диалогов и связанных с ними ситуаций, на что, кстати, обращают внимание сами студенты, мешает освоению.
По наблюдениям преподавателей, применение просветительских медиаресурсов способствует повышению результативности учебы. У меня и моих коллег уже есть опыт использования аудиозаписей «Радио России», «Эха Москвы», «Радио Сибири» в обучении русскому языку как иностранному.
Могу уверенно спрогнозировать, что работа с текстами СМИ скоро станет неотъемлемой частью образовательного процесса и в школе, и в вузе. Использование разных источников СМИ научит детей правильно понимать и оценивать полученную информацию, критически мыслить и формировать свою точку зрения на окружающий мир.
— Какой материал вы используете для своих исследований?
— Прикладной аспект моего исследования полностью связан с моей работой — преподаванием русского языка как иностранного на филфаке Томского госуниверситета. Мой научный руководитель профессор кафедры русского языка ТГУ Наталья Георгиевна Нестерова всегда советует связывать научный поиск с реальной профессиональной деятельностью.
Как преподаватель русского языка в качестве иностранного, работающий и занимающийся поиском новых технологий обучения (у меня есть опыт создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку «Зарисовки о Сибири. Город Томск», размещенного сейчас на платформе Coursera), я в курсе того, насколько хорошо развиты медиаресурсы по обучению английскому языку. Думаю, что все знают, как минимум, BBC Learning English. Российские медиа пока этим, к сожалению, не занимаются. Поэтому у меня появилась идея получить практический выход из своих научных изысканий в области медиалингвистики — изучить современные русскоязычные просветительские медиаресурсы (телевидение, радио, Интернет), описать их с научных позиций и выбрать наиболее подходящие для обучения русскому языку.
Исследование просветительского медиадискурса как отдельного типа медиа внесет вклад в развитие нового лингвистического направления — медиалингвистики. Прикладным аспектом станет использование научных результатов в практике преподавания русского языка как иностранного. В этом плане моя тема более чем удачна: я могу найти практическое применение моему научному исследованию в области изучения массмедиа.
Очень важно, что наш проект, поддержанный грантом Президента РФ, — это командная работа. Кроме меня над ним работают кандидат филологических наук Татьяна Арсеньева, аспирант Юлия Сабаева и студент Дарья Панюшкина. Все они специализируются в области медиалингвистики и помогают достичь объективных научных и методических результатов работы по проекту.
— Каким вы видите итог вашей работы?
— Все результаты работы опубликуем на специально созданном ресурсе: там будут описаны существующие сейчас просветительские медиапроекты по русскому языку, созданы аннотации к ним и даны рекомендации к использованию. Важно то, что мы будем работать не только с просветительскими медиа, но и отбирать качественные медиатексты как образцы хорошей русской речи из всех СМИ. Это позволит шире взглянуть на современные средства массовой коммуникации в России. Ресурс станет источником текстов для преподавателей русского языка как иностранного и для самостоятельного изучения русского языка студентами.

Василий ЯНЧИЛИН

Нет комментариев