Мрак и пепел

Одной из причин падения Римской республики могло быть мощное извержение вулкана. С подробностями — Sciencemag.org.

Падение Римской республики, эпохи древнего Рима между 509-м и 27 годами до нашей эры, связывали с последствиями извержения вулкана — холодом и неурожаями — всегда. Сейчас авторы публикации в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences нашли физическое подтверждение тому, что крупнейшее из известных в истории извержений, произошедшее в 43 году до нашей эры, могло быть причиной двухлетней непогоды и засухи, приведшим к исчезновению республики и зарождению Римской империи. Потемнение неба сразу после убийства Цезаря на Мартовские иды 44 года до нашей эры, вероятно, было вызвано известным несильным извержением вулкана Этна. Но в начале следующего года произошло более мощное извержение вулкана Окмок на одном из Алеутских островов Аляски, приведшее к образованию гигантского — 10-километрового — кратера. Северное местоположение вулкана означает, что блокирующие солнечный свет частицы могли подняться и проникнуть в низкую арктическую стратосферу, а оттуда легко распространиться по Северному полушарию, считают авторы. «Если извержение действительно обусловило засуху и другие дестабилизирующие жизнь явления, то оно вполне могло способствовать усилению контроля со стороны Римской империи», — сказал в комментарии Sciencemag.org руководитель исследования Джозеф Макконнелл (Joseph McConnell), гляциолог из Научно-исследовательского института пустыни (Desert Research Institute) в штате Невада.
Поглощающие свет частицы сульфатов в глубоких ледяных кернах, извлеченных в Гренландии, и ранее указывали на крупное извержение, датируемое приблизительно временем конца Римской республики. Но оставались загадкой место извержения и его точное время. Макконнелл с коллегами изучили один из кернов с севера Гренландии и обратным отсчетом от известного крупного индонезийского извержения в 1257 году нашей эры по годичным кольцам слоев льда с включениями пепла установили время наибольшего содержания, или пика, сульфатных частиц — индикаторов выброса лавы. Оно пришлось на 43 год до нашей эры. Анализ изотопов серы показал, что частицы подвергались воздействию стратосферного ультрафиолета. В другом керне нашли осколки вулканического стекла, которое образуется при очень быстром остывании лавы. Сравнив состав стекла с геохимическими параметрами разных вулканов, ученые вышли на вулкан Окмок, а он был единственным активным в то время.