Мы выбираем?

Траекторию образования диктуют успеваемость и доходы

Получение высшего образования — это необходимость. Так по-прежнему считает большинство российских семей (более 70%). При этом на построение образовательной траектории ребенка сегодня в основном влияют два фактора: материальная обеспеченность родителей и успеваемость школьника. Что еще в течение двух предыдущих лет определяло семейные планы на дальнейшее обучение выпускников девятого класса, можно узнать из очередного обзора мониторинга эффективности школы «Выбор семьями образовательных траекторий для детей». В рамках межрегионального исследования эксперты Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ЦЕНО ИПЭИ РАНХиГС) ежегодно проводят социологический опрос родителей учащихся (примерно 2 тысячи семей), учителей и директоров школ в региональных столицах, небольших городах и сельских поселения Российской Федерации (порядка 2 тысяч преподавателей). В новом выпуске обзора объектом внимания ученых стали жители Челябинской области, Ставрополья и Алтайского края.
В прошлом учебном году (2016/2017) более половины родителей выпускников девятых классов (53,6%) в ходе опроса сообщили, что их дети продолжат образование в 10-м классе, однако сейчас число респондентов с такой позицией уменьшилось почти на 5%. Среди них преобладают горожане из региональных столиц. А меньше всего желающих оставить ребенка в школе оказалось на селе (разница в 8%). В сельской местности выявлено наибольшее число испытывающих на момент опроса трудности с выбором дальнейшего пути своего девятиклассника — 40% (в среднем среди всех опрошенных — 34%). Жители средних и малых городов чаще, чем остальные, настроены на поступление детей в учреждения СПО, на втором месте — сельчане. Эксперты полагают, что для них среднее профобразование более доступно. Как надежную основу для получения в перспективе высшего образования его рассматривают 74,2% всех, кто ориентирован на такой вариант продолжения учебы.
Согласно приведенным в обзоре данным, в последние два года большинство семей с высоким (по собственной оценке) уровнем материального положения планировало продолжение обучения своего ребенка в старших классах. В 2018-м их доля сократилась, как и доля малообеспеченных родителей с такими же намерениями: с 75 до 73,3% и с 56,3 до 39,3% соответственно. На вопросы, проясняющие мотивацию поступления в колледжи или техникумы, респондентам было предложено ответить «да» или «нет». Наименьшее число опрашиваемых согласилось с тем, что ребенок раньше начнет работать, улучшив материальное положение семьи (18,3%), а также с тем, что ему будет сложно (неинтересно) учиться далее в школе и вузе (33,3%). Отсутствие средств на репетиторов и обучение в университете выбрали в качестве одного из аргументов более 38%. Наиболее популярным стал ответ «СПО — это хорошая база для последующего поступления в вуз», его предпочли более 74%. Среднее профобразование дает возможность получить востребованную специальность или обеспечит хорошо оплачиваемую работу — сочли многие родители (59,2 и 47,4% соответственно).
Нехватка средств на высшее образование примерно одинакова везде, но вот с реальной необходимостью побыстрее вывести ребенка на рынок труда сельские жители сталкиваются в два раза чаще, чем столичные (25 и 13% соответственно). Как отмечают эксперты, финансовое состояние семьи и успеваемость ребенка — взаимосвязанные факторы: родители понимают, что при низких оценках им придется больше тратить на его подготовку к поступлению в вуз. Среди тех, кто растит отличников, не планируют для них учебу в университете из-за нехватки финансов 28,8%, в то время как троечников по этой причине не видят в вузах 57,2% их семей.
Возможность дать высшее образование ребенку на платной основе в случае, если он не поступит на бюджетное место, подтвердили почти 38% респондентов. Большинство остальных рассчитывает только на «недорогие» вузы и кредит, а 11,8% признались, что, скорее всего, не смогут обеспечить платное обучение ни при каких условиях.
Данные по выбору семьями университетов по сравнению с 2017 годом изменились мало. По-прежнему более половины ориентируются на вузы своего региона, примерно треть — на лучшие из них. Столичные учебные заведения выбирают около 10%. Несколько меньше в 2018 году насчиталось тех, кто хотел бы отправить ребенка учиться в университет другого региона (14%, в то время как в 2017 году — 15%).
Нет существенных перемен и в родительской оценке перспектив востребованности тех или иных специальностей, хотя, как показало исследование, несколько вырос интерес опрашиваемых к экономическим, строительным и педагогическим направлениям подготовки. Одновременно незначительно снизилась потребность в профессиях из сферы IT-технологий, инженерных и медицинских. Однако они по-прежнему наиболее популярны, как и программы подготовки работников силовых структур и правоохранительных органов. Среди наименее перспективных (не более 6% положительных отзывов) — профессии, связанные с сельским и лесным хозяйством, гуманитарной сферой и искусством.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев