Мыши как люди

Для испытаний антикоронавирусных вакцин грызунам встроят человеческие гены

Институт биологии гена РАН, Центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» и НИУ «БелГУ» работают над получением генно-модифицированных мышей, на которых будут испытываться новые антикоронавирусные вакцины и препараты.
Разработана концепция создания генетически модифицированных мышей для дальнейших фармакологических исследований. В геном мышей «встроят» два человеческих гена (ACE2 и TMPRSS2). После этого, по мнению исследователей, животные приобретут чувствительность к вирусу SARS-CоV-2, их можно будет использовать в качестве основной тест-системы при разработке вакцин и препаратов для борьбы с ним. Эксперты отмечают, что мыши-помощники не превратятся в дополнительные источники инфекции, потому что их чувствительностью к коронавирусу можно управлять. Контролируемая чувствительность обеспечивается наличием «стоп-кассеты» — своеобразного предохранителя, который препятствует включению гуманизированных генов ACE2 и TMPRSS2 у мышей. Только после выполнения ряда условий гены будут «сняты с предохранителя», а их белковые продукты станут проводниками вируса в клетку.
— Все процедуры на этапе размножения и транспортировки будут абсолютно безопасны в эпидемиологическом плане, — уверены ученые. — Активация генов будет происходить только в специализированных вивариях с высокой степенью защиты, один из которых — Экспериментально-биологическая клиника НИУ «БелГУ».
Предполагается, что первых трансгенных мышей исследователи получат в свое распоряжение в начале июня, а к середине лета уже смогут приступить к изучению эффективности противовирусных средств. Экспериментально-биологическая клиника НИУ «БелГУ» станет одной из площадок по испытанию вакцин и препаратов.
Научная работа опубликована в журнале Research Results in Pharmacology.

Управление по связям с общественностью и СМИ НИУ «БелГУ»