Нарушая симметрию

Модель человеческого эмбриона собрали из человеческих стволовых клеток. Об этом сообщили The Scientist; NPR.

Использовав эмбриональные стволовые клетки человека, ученые получили модели ранних стадий эмбрионального развития, которые оказались более сложными, чем в прежних подобных лабораторных экспериментах, сообщает NPR. Они показали также, что применение костного морфогенетического белка 4 (BMP4) нарушает симметрию этих моделей, называемых эмбриоидами: из круглых шариков они превращаются в структуры с передними и задними концами. Как именно человеческий эмбрион теряет симметрию, — загадка. То, что это произошло с эмбриоидами под воздействием BMP4 без влияния каких-либо факторов материнского организма или внеэмбриональных тканей, удивительно, и этому феномену посвящена статья в июльском номере журнала Nature Cell Biology. «Этот процесс нарушения симметрии — главная чаша Грааля биологии развития», — сказал в комментарии NPR руководитель исследования, клеточный биолог из Рокфеллеровского университета (Rockefeller University) Али Бриванлу (Ali Brivanlou). «Я чувствую себя так, будто смотрю на самый загадочный аспект нашего собственного существования», — добавил ученый. Авторы описываемой работы поместили диссоциированные, то есть разобщенные, или отдельные, эмбриональные стволовые клетки человека на чашку Петри с гидрогелем и каркасом, подобным внеклеточному матриксу, и увидели их самоорганизацию в шарики, аналогичные 10-дневному человеческому эмбриону, стадии эпибласта. А когда они добавили костный морфогенетический белок 4, эмбриоиды приобрели переднезаднюю полярность, причем с признаками примитивного тяжа, который в эмбрионах определяет срединную линию.
По существующим этическим правилам, которым следуют ученые, работа на настоящих человеческих эмбрионах не может продолжаться больше 14 дней. «Исследование Бриванлу с соавторами определенно намекает на движение науки в сторону изменения этого правила», — сказал декан Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) Джордж Дейли (George Daley). «По мере того как эмбриональные модели становятся все более полными и продвигаются все дальше в демонстрации нам того, как человеческий организм развивается после оплодотворения, кто-то может поинтересоваться: до какой степени эти модели действующие, чтобы стать настоящими эмбрионами?» — задается вопросом специалист по биоэтике из Университета Кейс Вестерн Резерв (Case Western Reserve University) и Гарвардской медицинской школы Инсу Хен (Insoo Hyun). Ученые тем временем планируют использовать эмбриоиды для создания еще более сложных моделей эмбрионального развития, отмечает издание The Scientist.