Нашлась пропажа

Недостающую материю Вселенной обнаружили в межгалактическом пространстве. С подробностями — University of California Santa Cruz.

Группе астрономов из разных стран удалось разрешить многолетнюю загадку недостающей материи Вселенной, существование которой предполагалось, но не имело наблюдательного подтверждения. Недостающая «обычная», то есть видимая, материя нашлась в обширном и разреженном пространстве между галактиками. Статья об этом открытии опубликована в Nature, а сделано оно в ходе изучения мощных вспышек энергии в глубоком космосе, которые называются быстрыми радиовсплесками. «На протяжении десятилетий мы безуспешно искали эту недостающую материю с помощью наших крупнейших телескопов, но ключевым прорывом для разрешения загадки стали  открытие и локализация быстрых радиовсплесков», — комментирует работу один из авторов публикации — Хавь­ер Прочаска (J. Xavier Prochaska), профессор астрономии и астрофизики Калифорнийского университета в Санта-Круз (UC Santa Cruz). Его цитирует университетское сообщение. Как отмечает ведущий автор исследования Жан-Пьер Маккар (Jean-Pierre Macquart) из австралийского Университета Кертин (Curtin University), астрономы искали недостающую материю почти 30 лет. Подсчитав количество материи, возникшей сразу после Большого взрыва, они обнаружили, что в нынешней Вселенной не хватает половины того, что предполагалось, а обычные методы наблюдения ничего не давали.
Быстрые радиовсплески, кратковременные вспышки энергии, благодаря которым ученые смогли обнаружить недостающую материю, происходят в небе повсюду и длятся лишь миллисекунды. Чем они вызваны, неизвестно, но такие вспышки несут огромное количество энергии, сопоставимое с тем, что выбрасывает Солнце за 80 лет. В описываемой работе быстрые радиовспышки были использованы, по выражению Маккара, как «космические станции взвешивания». «Излучение быстрых радиовспышек рассеивается недостающей материей так же, как в призме распадается на разные цвета солнечный свет», — поясняет ученый. С помощью сверхсовременного радиотелескопа ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder), австралийской установки, которая состоит из 36 12-метровых антенн, авторам удалось измерить расстояния до шести источников быстрых радиосигналов и по рассеянию последних определить плотность Вселенной, которая указала на возможные места присутствия в ней «обычной» материи вне галактик. «Обычная» (или барионная) материя — это протоны и нейтроны, из которых состоят все химические элементы, находящиеся в планетах и звездах. Она отличается от темной материи, которой отводятся около 85% общего количества материи во Вселенной.