Наведение мостов

Отчего буксует «Единая Евразия»?

Социальный мегапроект ХХI века «Единая Евразия: транс-евразийский пояс Razvitie (ТЕПР) — интегральная евразийская транспортная система (ИЕТС)» стал одной из главных тем очередного заседания Президиума РАН. Это — детище Российской академии наук, МГУ им. М.В.Ломоносова и ряда других организаций, в том числе ОАО «РЖД».
Проект не новый — готовится более десяти лет — а сами наработки занимают уже несколько увесистых томов, но, как отметил президент РАН Александр Сергеев, сегодня он получает новое звучание.
— Связано это с тем, что страна уже прошла финансово-экономические потрясения, выходит на траекторию развития и крупные перспективные социально-экономические проекты востребованы. В настоящее время проводятся различные встречи, мероприятия, совещания, посвященные этому мегапроекту, применительно к нынешним условиям, — пояснил глава РАН.
С основным докладом о «Единой Евразии» выступил один из его разработчиков, руководитель Центра социологии и экономики знания ИСПИ РАН академик Геннадий Осипов.
— Проект обсуждался на многих уровнях: от Совета безопасности и заседаний РАН до Совета Федерации и рабочего кабинета Президента России. Итоги обсуждений крайне положительные, получили также одобрение главы МИД Сергея Лаврова, — рассказал Геннадий Васильевич, подчеркивая важность разработки.
По словам академика, сегодня, когда Россия нуждается в обеспечении мощного стратегического прорыва», «Единая Евразия» открывает новые перспективы. Создание на территории страны транспортной сетки с «возможным выходом в зарубежные сопредельные регионы и интеграция всех видов транспорта» в «систему согласованного единства» имеет важнейшие социально-экономические и геополитические аспекты. Она обеспечит «связанность» страны, простимулирует развитие регионов и создание новых предприятий — центров притяжения рабочей силы.
— Мегапроект способствует формированию базы для ухода от сырьевой модели экономики и переходу к качественно новой системе социально-экономической деятельности государства. Суть его — в использовании уникального ресурса российской территории в качестве моста между Европой и Восточной Азией. Будут созданы условия для взаимовыгодного сотрудничества с рядом азиатских стран — Японией, Индией, Сингапуром, Корейской Народно-Демократической Республикой, а в будущем, с Канадой и США, что подчеркивает геополитическую значимость проекта, — отметил Г.Осипов, добавив, что он может интегрироваться с китайским «Шелковым путем».
Расчеты производились с применением методов компьютерного моделирования. Специалисты просчитали, что реализация мегапроекта (с учетом прямых и косвенных эффектов) приведет к дополнительному увеличению ВВП РФ в начале 2020-х годов на 1,5% по отношению к базовому сценарию (без реализации мегапроекта), в середине 2020-х годов — на 2,5%, к 2030-му — на 3,2%. С учетом прогноза роста в остальных областях экономики общий годовой прирост ВВП должен составить в начале 2020-х годов — 3,5%, в середине 2020-х годов — 5,0%, к 2030-му — 6,2%.
— Это позволит выйти на темпы роста экономики России, превышающие среднемировые, что определено в качестве одной из важнейших национальных целей в указах Президента РФ, — подчеркнул Г.Осипов.
Математическое моделирование на период до 2030 года также показало, что темпы роста реальной заработной платы с учетом прямых и косвенных эффектов от реализации мегапроекта составят в начале 2020-х годов — 3,6%, в середине 2020-х — 4,9%, к 2030-му — 5,6%. Полагается, что демографический потенциал Сибири и Дальнего Востока увеличится, по крайней мере, на 1 миллион человек.
В результате реализации мегапроекта «Единая Евразия» к 2030 году будут построены новые железнодорожные пути протяженностью 2,5 тысячи километров, станет возможной реализация более 50 масштабных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 3,7 триллиона рублей (из них 1,2 триллиона — на развитие железнодорожной инфраструктуры). Средний срок окупаемости проектов академик определил в 13 лет. Ожидается и большой объем иностранных инвестиций.
Как отметил докладчик, проект может стать программой пространственного развития страны на многие десятилетия, нивелирует региональные диспропорции, выведет на новый качественный уровень несколько несырьевых отраслей, в частности, машиностроение, сформирует спрос на высокие технологии и подчеркнет роль РАН, МГУ и в целом вузовской науки.
— «Единая Евразия» предлагает постепенное формирование парадигмы нового мирового порядка. А реализован проект может быть только как мегапроект Президента России, — подчеркнул Г.Осипов.
А.Сергеев, упомянув о том, что, продвигая мегапроект в разных инстанциях, приходится в первую очередь слышать вопрос, откуда взять деньги на его реализацию, предложил рассмотреть вариант государственного займа.
Ректор МГУ Виктор Садовничий еще раз напомнил, что за 10 с небольшим лет мегапроект обсуждался на всех уровнях и «надо уже перейти к какой-то конкретной работе».
— Этот проект — на многие годы. Он может стать основной идеей развития нашей страны, — сказал В.Садовничий, предложив создать для его реализации специальный центр.
«Единая Евразия» поможет решить такие проблемы, как слабая связанность страны, необходимость вовлечения в хозяйственную деятельность природных богатств Сибири и Дальнего Востока, нехватка людских ресурсов на этих территориях, нарастание диспропорции в социально-экономическом развитии различных регионов России, отметил ректор.
По словам В.Садовничего, мегапроект имеет несколько горизонтов развития железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока. Во-первых, Транссиба и БАМа в рамках существующих стратегий развития восточных регионов России и федеральных госпрограмм (3,7 триллиона рублей). Во-вторых, модернизация Транссиба — со строительством высокоскоростной грузовой и пассажирской магистрали (18 триллионов рублей). В-третьих, это развитие железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока в рамках создания интегральной евразийской инфраструктурной системы со строительством в том числе мостов-магистралей на остров Сахалин (и далее- на Японские острова) и к Беринговому проливу (и далее — на Аляску).
По предварительным расчетам, для реализации этих задач потребуется 310-320 миллиардов долларов инвестиций (в том числе для разработки и реализации высокоскоростного железнодорожного комплекса — 270-280 миллиардов долларов).
— Конечно, это только модель, и она не претендует на филигранную точность, — сказал В.Садовничий. — Окупиться проект может за 13-15 лет.
Академик отметил, что анализ региональных бюджетов и обсуждение проекта с губернаторами позволяет говорить о том, что «Единая Евразия» может быть частично финансируема за счет денег регионов.
Вернувшись к теме создания специального центра, Виктор Антонович предложил «вступить» с этим проектом в Технологическую долину МГУ (Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы»).
— Что если один из кампусов мы бы сделали совместно с РАН и посвятили его мегапроекту? — спросил ученый. — Могли бы привлечь зарубежных коллег, например, китайских.
В.Садовничий также предложил провести круглый стол в Санкт-Петербурге, чтобы обратить на проект внимание регионов, потому что западная ветка мегапроекта, которая должна пройти через Санкт-Петербург, Белоруссию и Германию, в последнее время обсуждается все активнее.
— Интересно, что прямых официальных противников у проекта нет, — заметил академик Александр Некипелов. — Но есть впечатление, что мы находимся в какой-то вате и не можем сдвинуться со стадии проработки проекта специалистами (в том числе РЖД) к тому, чтобы начать работу с участием органов государственной власти.
Контакт с госорганами необходим, так как на основе только частных инвестиций реализовать проект невозможно, считает ученый. Тем более что «Единая Евразия» выгодна государству. Президент страны ставит задачу повышения инвестиционной активности, напомнил А.Некипелов, а 30 миллиардов долларов в год «позволили бы выйти на желаемый уровень ежегодных инвестиций».
— Для частного бизнеса низкая отдача вложенного капитала (10-15%) не слишком привлекательна. Государству же гораздо важнее и выгоднее то, что реализация мегапроекта приведет к увеличению будущих налоговых поступлений, связанных с мультипликативными эффектами, — отметил академик.
Даже если не удастся создать международный консорциум для реализации проекта, в РФ есть «собственные и достаточные ресурсы», чтобы самостоятельно довести его до конца, уверен А.Некипелов.
Академик Талия Хабриева сообщила, что в РФ для реализации мегапроекта уже есть готовая правовая база.
— Все понятно. Ни в коем случае не должны проект бросать, — резюмировал обсуждение президент РАН. — Надо выходить на новый уровень. Нужно в конце концов проект куда-то определить. Я согласен с Виктором Антоновичем, что необходимо консолидировать наши усилия, а также обращаться к регионам.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев