Не пускать на самотек

Коронавирус заставил задуматься об охране водоемов

 В феврале Владимир Путин дал правительству страны, Российской академии наук, а также органам власти Подмосковья и столицы ряд поручений
(http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62786), направленных на установление новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Москвы и Московской области с учетом особенностей территорий, на которых расположены такие источники.
Ранее отмена властями Подмосковья якобы устаревших советских нормативов об охране водозабора Москвы стала причиной громкого экологического скандала, который дошел до главы страны и послужил поводом для принятых им решений.
Срок президентских поручений истекает в 2021 году, но предложения о применении нормативных правовых актов органов государственной власти РСФСР, предусматривающих установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Москвы,
до установления новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны были быть подготовлены до 15 марта.
Но тут началась пандемия. И ситуация обострилась. Так, в Нидерландах коронавирус COVID-19 был обнаружен уже и в сточных водах. По данным Национального института общественного здравоохранения и окружающей среды (RIVM), часть пациентов с COVID-19 носят коронавирус в желудочно-кишечном тракте и, следовательно, выделяют его с калом. Из унитаза эти отходы жизнедеятельности попадают в канализацию, а затем — в сточные воды.
Молекулярные методы исследования выявили COVID-19 в сточных водах в аэропорту Амстердама, Тилбурге и на станции очистки сточных вод в Каатшевеле. Этот завод очищает сточные воды города, где живет первый зарегистрированный в Нидерландах пациент с COVID-19.
С февраля 2020 года еженедельно отбирались пробы сточных вод в амстердамском аэропорту Схипхол. В течение первых двух недель COVID-19 не был обнаружен, однако генетический материал вируса был найден в пробах сточных вод аэропорта, взятых 2-го, 9-го и 16 марта. Первый образец, содержащий вирус, был взят через четыре дня после того, как 27 февраля первый человек в Нидерландах дал положительный результат на COVID-19. Генетический материал вируса был обнаружен и в пробах сточных вод, взятых на очистных сооружениях в Тилбурге и Каатшевеле.
В России, в частности, в Москве, ситуация не может быть иной. Люди поехали на карантин на дачи, где уровень загрязнения сточных вод вообще никто не поверяет. Более того, на подавляющем большинстве дачных участков нет отлаженных систем канализации, позволяющих очищать загрязненную воду. Грязь и вирусы могут попасть в грунт, оттуда — в реки, озера и пруды. Животные и люди разнесут их дальше. На Москве-реке стоят рыбаки и удят рыбку, которая вполне может стать переносчицей вируса.
О том, как в период пандемии очищается водопроводная вода в московском регионе и что сделано подмосковными чиновниками для сохранения здоровья людей в этом плане, «Поиск» расспросил научного руководителя Института водных проблем РАН Виктора ДАНИЛОВА-ДАНИЛЬЯНА.
— Виктор Иванович, скажите, пожалуйста, реально ли загрязнение вирусом сточных вод? Есть ли система мониторинга вирусов?
— Системы мониторинга вирусов нет никакой. Бактериологический мониторинг отслеживает наличие бактерий. Вирусы так просто не проконтролировать. Что касается подготовки питьевой воды и очистки стоков, то это — другой вопрос, потому что в этих системах широко применяется, особенно в Москве, ультрафиолетовое облучение, и есть все основания полагать, что для вирусов оно губительно.
— Хорошо, в городе с водой все более-менее, а что на дачах?
— Столица питается водопроводной водой примерно на 67% прежде всего за счет четырех водохранилищ Московской области: Можайского, Истринского, Рузского и Озернинского. Все это — места, которые очень любят посещать отечественные рекреационисты, и на берегах этих водоемов состоятельные люди предпочитают строить свои коттеджи, не слишком заботясь о качестве сбрасываемых вод и вообще об окружающей среде.
При эпидемии верхние воды заражаются все: в дачных поселках канализация не централизованная — там обычные выгребные ямы. Заразу можно подцепить даже не из воды, а просто вскапывая огород. Это, во-первых. Во-вторых, сейчас весна выдалась ранняя, и народ вовсю начнет купаться, пожалуй, уже в мае, при том что эпидемия еще будет длиться.
 — Какие меры нужно предпринять в ближайшее время, на перспективу?
— Этот вопрос нужно изучить. Безусловно! И если окажется, что подобная опасность существует, то, конечно, надо найти решения, спроектировать сооружения, принять соответствующие меры. Но начинать нужно с научного исследования.
— А каким образом Российская академия наук может получить подобный запрос?
— Кто бы ни дал его от госорганов, РАН возьмется за дело. Выполняется же нацпроект оздоровления Волги, который имеет прямое бюджетное финансирование.
— Думаете, чиновники сегодня будут этим заниматься?
— На этот вопрос мне трудно ответить. Скажу, что процентов двадцать я бы дал за то, что они могут обратить внимание на эту проблему.
— Если ее не замечать, как при нарастании эпидемнагрузки это отразится на здоровье нации?
— Опасность загрязнения воды вирусами — только одно обстоятельство в целой серии подобных, которые должны заставить нас всерьез заняться качеством питьевой воды и зонами санитарной охраны водоисточников. Есть множество и других. Вообще-то в стране никудышное положение с питьевой водой. По экспертным оценкам, по крайней мере треть населения не получает качественную питьевую воду.
Если говорить об источниках питьевого водоснабжения, то не более 1% воды, забираемой из них, соответствует высшей категории качества. Это плохо! Нельзя держать водные объекты, тем более используемые для питьевого водоснабжения, в таком плачевном состоянии. И все это сопровождается усилением антропогенного давления на эти водные источники.
Соответственно, необходимо усиливать контроль, нужно не сужать, а расширять зоны санитарной охраны и так далее и тому подобное. Пока у нас все делается наоборот: нагрузка растет, контроль ослабевает, нормы отменяются. На самотек ситуацию пускать нельзя.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев