Не в лес, а по дрова

Над природными богатствами России нависла реальная угроза

На очередном Президиуме РАН обсуждалась тема «Коренные изменения наземных экосистем в России в XXI веке: вызовы и возможности». Вызовов, как выяснилось, много, возможностей — значительно меньше. С основным докладом выступил директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов, а содокладчиками стали директор ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова профессор РАН Елена Хлесткина и член-корреспондент РАН Наталья Лукина.
Павел Витальевич вспомнил прежде всего слова Леонардо да Винчи: «Мы больше знаем о движении небесных тел, чем о земле под ногами».
— Эта фраза актуальна и сейчас. Наземные экосистемы — это наш дом, который сегодня стремительно изменяется. Мы не понимаем пока, в какую сторону, — пояснил П.Крестов.
Под наземными экосистемами имеются в виду растительные системы, которые являются живыми организмами, ключевыми компонентами биосферы, ресурсами и, конечно, национальным достоянием. В мире используются разные технологии в исследовании растительных экосистем: спектральный анализ, дистанционное зондирование Земли, лазерное оборудование и т. д. Большой объем информации, отметил докладчик, дают дендрохронология, филогеография, спектральный анализ. Многие исследования можно делать в лабораториях, но кадров для этого в стране нет, как нет и ресурсов для хранения огромных массивов уже накопленных и собираемых данных.
Российский лес катастрофически редеет. Вырубки и массовое уничтожение деревьев в стране зачастую объясняют нелепыми причинами, заметил П.Крестов. Так, например, врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко в 2017 году возложил вину за уничтожение дальневосточных лесов на шишкарей. А губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что лесные пожары 2019 года — это «обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно». При этом, по данным Минприроды, ущерб от лесных пожаров только в текущем году составил 7 миллиардов рублей.
Причину потери лесных ресурсов докладчик и его коллеги видят не в недорабатывающих контролирующих органах и «черных лесорубах», а в деградации нормативной базы. Все происходит на законных основаниях, просто эти законы созданы специально для уничтожения леса и обогащения тех, кто это делает. В последние десятилетия лесопромышленное лобби последовательно способствовало тому, чтобы лесное законодательство лишалось последних экологических ограничений. Теперь они фактически сняты, и за последние 10 лет Приморье, например, потеряло половину того, что копилось тысячелетиями, подчеркнул Павел Витальевич.
Редеют не только леса, но и кадры. Новых специалистов нет, образовалась «кадровая пустыня». На Дальнем Востоке закрылись четыре специализированных диссовета, потеряна большая часть гербарного фонда. Эта проблема характерна для многих регионов РФ, подчеркнул ученый, добавив, что российская флора, обладающая одним их самых высоких ресурсных потенциалов во внетропических регионах мира, фактически перестала быть объектом внимания Российской академии наук.
Представления о ресурсной значимости флоры в России так и не вышли за пределы концепций развития лесной отрасли, основанных на получении древесины от эксплуатации естественных, ранее не затронутых рубками лесов. Фактическое падение доходов государства от эксплуатации лесов — это лишь вершина айсберга. Настоящие потери неизмеримо значительнее, заявил П.Крестов. Они заключаются в утрате главными биомами России экосистемных функций, потере генофонда, уникального по адаптационному потенциалу. Актуальной инвентаризации растительных ресурсов на территории России не производится.
— Сегодня надо приложить очень большие усилия для того, чтобы сделать повторную инвентаризацию с помощью современных технологий, — сказал П.Крестов.
Также Петр Витальевич подробно рассказал о климате и процессах, происходящих в наземных экосистемах: климатических сценариях, схемах анализа, моделях распространения видового богатства эндемичных реликтов. В частности, о том, что кедр потеряет часть своих мест обитания на юге Дальнего Востока в ближайшие пять десятилетий.
Прогнозы, выдвинутые докладчиком, неутешительные: в ближайшие 50 лет ожидаются существенные изменения состава флоры и растительного покрова России, утрата самых древних популяций хозяйственно ценных видов и уникальных древних генофондов растений. При этом появятся новые возможности возделывания сельскохозяйственных культур: в РФ будут хорошо расти соя, рис и пшеница. А вот гречиху возделывать станет труднее. «Надо к этому готовиться», — заявил П.Крестов.
Необходимо срочно разрабатывать технологии долговременного хранения семян, создавать ресурсно ценные растения с заданными свойствами и т. д. Для этого, по мнению ученого, необходимо в максимальной степени сосредоточить мировой растительный генофонд в России (влить его в российские национальные коллекции), создать географически распределенные системы длительного хранения генофонда, перейти к плантационному лесному хозяйству. П.Крестов предлагает отказаться от «феодальной» модели учреждения (научный процесс базируется на внутренней инфраструктуре) в пользу «сетевой» (максимальное вовлечение внешней инфраструктуры и людских ресурсов) и взаимодействовать с мировыми ботаническими садами и институтами.
Для всего этого нужна соответствующая государственная политика. «Зеленые горы и кристально чистые реки — это горы золота и реки серебра», — привел ученый слова китайского лидера Си Цзиньпина.
Председатель Научного совета РАН по лесу Наталья Лукина продолжила тему. Она напомнила, что в соответствии с решениями ООН ответом на глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, должна стать биоэкономика замкнутого цикла, которая используют возобновляемые биологические ресурсы суши и моря для производства продовольствия, биоматериалов, биоэнергии и биопродуктов.
Лесная биоэкономика — ключевой игрок в биоэкономике (деревянное домостроение, продукты из древесины, порубочных остатков и отходов, целлюлозы, гемицеллюлозы, лигнина, экстрактивные вещества, продукты фармацевтики, «умная» упаковка, новые энергетические решения и новые рабочие места в городе и на селе). В России есть предпосылки и основа для развития лесной биоэкономики замкнутого цикла. По словам докладчика, это российские леса, которых, по некоторым оценкам, у нас 771 миллион га (это 83,4 миллиарда куб. м общего запаса объема древесины при допустимом годовом объеме изъятия 0,67 миллиарда куб. м и естественном приросте 1,02 миллиарда куб. м), программа «Развитие биотехнологий в РФ», технологическая платформа «БиоТех2030» и т. д.
При этом Наталья Васильевна отметила, что «до сих пор достоверной информации о лесах у нас нет», хотя имеются и инвентаризация лесов и лесоустройство, на которые страна тратит 800 миллионов рублей в год.
— Мы выглядим богатой лесной державой, но на самом деле с лесными ресурсами большие проблемы, — с горечью сообщила Н.Лукина. — Лес покрывает не более чем 45% территории РФ, и эти площади сокращаются из-за вырубок, а также пожаров, массового распространения насекомых и т. п. Причем официальная статистика пожаров отличается от научной. Очевидно, что толчок деградации лесов в России дало принятие в 2006 году нового Лесного кодекса.
Научный совет РАН по лесу выступил инициатором и координатором двух комплексных программ, нацеленных на развитие лесной биоэкономики и устойчивого управления лесами: КПНИ «Экологические и социально-экономические угрозы деградации лесов России в условиях глобальных изменений и пути их предотвращения» как элемент КНТП «Лес» и НТП Союзного государства «Оценка и пути предотвращения рисков возникновения кризисных ситуаций в лесах при интенсификации лесного хозяйства» (17 организаций от России и 14 — от Белоруссии). А участниками разработки КПНИ «Экологические и социально-экономические угрозы деградации лесов России в условиях глобальных изменений и пути их предотвращения» стали 22 научные организации РФ. Сейчас эти два проекта (концепции) ученые обсуждают с Минобрнауки.
Тем не менее, добавила немного положительных эмоций Н.Лукина, реализуются проекты программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Биоразнообразие природных систем и биологические ресурсы России», проекты «Разработка методов и технологии комплексного использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса для развития системы национального мониторинга бюджета углерода лесов России в условиях глобальных изменений климата», «Аккумуляция углерода в почвах и сукцессионный статус лесов», «Поддержка принятия решений по экосистемным услугам лесов Европы — определение ценности, синергетические эффекты и компромиссы». Среди тех, кто участвуют в их реализации: ЦЭПЛ РАН, ИФХиБПП РАН, ИНОЗ РАН, Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИЛАН РАН, ИЛ КарНЦ РАН, ИКИ РАН, СФУ. Часть проектов реализуется под эгидой РНФ.
В международном проекте «Ускорение инноваций для экосистемных услуг лесов в Европе» — Spurring INnovations for Forest ECosystem SERvices in Europe (SINCERE) — принимают участие более 20 организаций из 15 стран. Научный консорциум проекта POLYFORES состоит из научно-исследовательских организаций стран Евросоюза, России, Белоруссии, Норвегии. От российских организаций лидером выступает Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН. Развивается приграничное сотрудничество, в котором активно участвует ИЛ КарНЦ РАН.
В конце ноября состоялось расширенное заседание Научного совета РАН по лесу на тему «Проект концепции федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации», основной идеей которого стал переход от дикой модели «добычи бревен» в естественных лесах к модели лесовыращивания (производства древесины) при сохранении баланса между экосистемными услугами.
Участники встречи констатировали, что для реализации разработанных комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в области лесной биоэкономики необходима междисциплинарная работа. Обязательными условиями также являются межведомственное сотрудничество (Минобрнауки, Минприроды, Минэкономики, Минэнерго, Минпромторг), взаимодействие науки, бизнеса и власти, а также международное партнерство, отметила в заключение докладчик.
— Вопросы лесопользования и разработки Лесного кодекса сегодня в центре внимания. Должно быть видно, что Академия наук может внести свой вклад в создание нового кодекса и улучшение лесопользования в стране, — подчеркнул президент РАН Александр Сергеев, подытожив сообщения по этой теме.
Выступление профессора РАН Елены Хлесткиной было посвящено значению генетических ресурсов культурных растений для устойчивого земледелия на всей территории страны. Собранная Николаем Вавиловым и его сотрудниками мировая коллекция растений ныне сосредоточена в ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова».
Институт менял свое название, но исторически осталась аббревиатура ВИР, по которой его узнают во всем мире. ВИР — это организация, одновременно расположенная в нескольких уголках России. Центральный офис управления находится в Санкт-Петербурге. В двух местах располагаются хранилища, в которых в контролируемых условиях содержатся семена растений: одно из них — в Санкт-Петербурге, второе — к северо-востоку от Краснодара, в поселке Ботаника. Хранящиеся в ВИР образцы культурных растений и их диких сородичей являются источником полезных генов для будущих сортов. Коллекция в виде семенных образцов постоянно пополняется и воспроизводится на полях опытных станций центра. Таких станций — 12. Две — в самом Санкт-Петербурге (Павловск и Пушкин). Остальные — на 10 станциях ВИР, расположенных от Дальнего Востока и Заполярья до самого юга России, в Сочи и Дагестане. Объясняется это тем, что лучше всего поддерживать всхожесть семян в тех условиях, где они произрастают. Во времена Советского Союза таких станций было больше, сообщила Е.Хлесткина.
В коллекции ВИР представлены более 320 тысяч образцов — 64 ботанических семейства, 376 родов и 2169 видов растений.
Сегодня прорабатывается концепция сетевой коллекции РФ генетических ресурсов культурных растений и их диких родичей, главное требование которой — создание единой паспортной базы данных для того, чтобы генетические ресурсы были гарантированно сохранены и могли использоваться в будущем.
Сохранять все приоритетные виды на всем протяжении естественных ареалов не представляется возможным. Реально сберечь их в пределах уже существующей сети особо охраняемых природных территорий. В ВИР была начата работа по выявлению разнообразия диких родичей культурных растений (ДРКР), произрастающих на территории государственных природных заказников. В 2005 году был опубликован кадастр «Дикорастущие родичи культурных растений в заповедниках России», который содержит данные о ДРКР, произрастающих на территории 93 заповедников (из ста, существовавших на конец 2004 года).
Как рассказала Е.Хлесткина, в России действуют 111 государственных природных заповедников. На территории 102 из них произрастают 1363 вида родичей культурных растений из 148 родов и 39 семейств, то есть 80,1% от их общего числа в России. Пока не проанализирована флора заповедников Крыма и нескольких недавно организованных заповедников.
Директор Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН, председатель секции ботаники Научного совета РАН по изучению биоразнообразия и биологических ресурсов Дмитрий Гельтман рассказал о необходимости подготовки нового издания «Флора России», которое должно создаваться одновременно как интернет-портал со свободным доступом и как традиционное печатное издание.
— К сожалению, время для начала такого масштабного проекта, как «Флора России», уже почти упущено: число квалифицированных систематиков и знатоков региональной флоры неуклонно сокращается. Тем не менее имеющиеся сегодня ресурсы пока еще позволяют начать его осуществление и надеяться на завершение в разумные сроки. Однако промедление с началом практической реализации проекта может привести к необратимым изменениям в кадровой структуре современного российского ботанического сообщества. Надеемся, что Президиум РАН поддержит эту идею и вместе с Минобрнауки, научными фондами найдет адекватные меры для его реализации, — с надеждой отметил ученый.
Созданию национальной классификации растительности России как фундаментальной основе оптимизации управления растительными ресурсами и прогноза динамики экосистем посвятил свое выступление директор Никитского ботанического сада — Национального научного центра РАН член-корреспондент РАН Юрий Плугатарь. Он, в частности, отметил, что до сих пор отсутствуют унифицированный подход к систематизации растительности в мире и нашей стране, а также единая система классификации, подобная той, что была создана Карлом Линнеем для биологических видов растений и животных. Тем не менее к настоящему времени опубликовано значительное количество региональных работ по классификации растительности.
Директор Главного ботанического сада им. Н.В.Цицина РАН Владимир Упелниек рассказал о ботанических садах как глобальном ресурсе знаний о растительном мире, коллекций живых растений, ландшафтных экспозиций, гербарного материала, банков семян и живых тканей редких и ценных растений, — который обеспечивает продовольственную, экологическую безопасность любого государства и вносит вклад в просвещение. Он подчеркнул, что в коллекциях ботанических садов России сохраняются больше 60% растений страны. В РФ 114 ботсадов, работа которых координируется Советом ботанических садов России. В них представлены 30% видов дикой флоры РФ. По мнению ученого, необходимо инициировать невостребованный потенциал генофондов уникальных коллекций для новых исследований.
Темой выступления директора Института лесоведения РАН Андрея Сирина стали торфяные болота, которые занимают более 8% территории РФ и являются источниками запасов углерода.
— Анализ состояния болотных экосистем показал высокий уровень их антропогенного изменения, особенно в европейской части страны, происходящих в результате растущей антропогенной нагрузки и трансформирующих растительный покров России, — отметил ученый.
Академик Андрей Адрианов подчеркнул, что сегодня необходимо внедрение современных технологий в анализ наземных экосистем. Он поддержал идею обратиться в правительство с предложением подготовить специальную целевую программу, направленную на их изучение и сохранение.
— На заседании мы рассмотрели несколько вопросов, имеющих общую основу. Судьба ботанических садов — болезненная проблема. В первую очередь, из-за скудного финансирования, без которого они не могут функционировать. Важен вопрос о создании современных коллекций биоразнообразия России. В этой сфере идет активная работа. Странно то, что у нас нет единого информационного ресурса, который бы объединил лесное хозяйство по стране. Вопрос этот — наиболее злободневный. Мы видим отрицательные последствия. Нам необходимо сформулировать предложения в поддержку разработки современного Лесного кодекса, а затем обратиться к власти, — подытожил выступления А.Сергеев.
Также президент академии подчеркнул, что РАН и Минприроды должны начать активное сотрудничество. Присутствовавший на заседании директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории Минприроды Иван Шмаков уверил президиум в том, что его министерство готово обсуждать взаимодействие с РАН.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев