Не запутаться в зарплатах

Для НИИ и вузов готовят новые правила оплаты труда

Можно ли обеспечить сотрудникам достойные зарплаты и стабильную занятость в условиях недостаточного финансирования? Как, удерживая на высоком уровне гарантированную часть зарплаты, стимулировать рост результативности? Подходы к решению этих хитрых задач обсуждались на первом заседании созданной при Министерстве науки и высшего образования РФ рабочей группы по методическому обеспечению совершенствования организационной структуры подведомственных министерству организаций и повышению эффективности оплаты труда их работников. Встреча экспертов из числа представителей министерства, руководства вузов и научных организаций, отраслевых профсоюзов недавно прошла на базе НИТУ «МИСиС».
Задача министерства — создание примерных положений об оплате труда в науке и высшем образовании, на основе которых подведомственные учреждения смогут сформировать свои системы оплаты труда (СОТ). Хотя положения для организаций науки и высшего образования будут разные, представителям НИИ и вузов предложили поработать вместе. В министерстве понимают различия в требованиях к сотрудникам в этих сферах, но, тем не менее, ставят задачу унифицировать подходы по зарплатным вопросам. В настоящее время идет синхронизация требований к формированию госзадания, и в части СОТ тоже должен быть выработан общий вектор, пояснил директор Департамента экономической политики Минобрнауки Андрей Омельчук.
На обсуждение были вынесены проблемы, которые, по мнению руководства Минобрнауки, требуют первоочередного решения. Главные из них — установление минимальных окладов по должностям и их соотношение с минимальным размером оплаты труда. После выхода Постановления Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 года, отменившего Единую тарифную сетку, эти вопросы переданы на отраслевой уровень.
— Создание привлекательных условий для сотрудников — задача каждого конкретного учреждения, поэтому мы не считаем целесообразным вводить общие тарифные системы, но установить нижние границы окладов для разных должностей, на наш взгляд, можно и нужно, — отметил А.Омельчук. — Начиная строить карьеру, молодые преподаватели и исследователи должны иметь достойную зарплату.
Представитель министерства заявил, что в среднем в сфере науки и высшего образования зарплаты достаточно высоки, однако в ходе реализации майского указа Президента РФ 2012 года возникли диспропорции. Поэтому на данном этапе есть необходимость поднять нижнюю планку окладов и отрегулировать систему их дальнейшего роста.
В министерстве предлагают привязать минимальные должностные оклады по сферам деятельности к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному на федеральном уровне, который худо-бедно, но увеличивается. Больших возражений эта идея не встретила. Вопрос был только в том, какие формулы использовать.
Второй обсуждавшийся момент связан с соотношением гарантированных и стимулирующих выплат в структуре заработной платы. Сегодня в сфере образования это соотношение регулируется отраслевым соглашением Общероссийского профсоюза образования и Минобрнауки и составляет 70:30 (должностной оклад/стимулирующие выплаты). Проводить работу, направленную на увеличение должностных окладов в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы, обязывает Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018-2020 годы.
По оценкам министерства, в 2018 году соотношение окладной части и стимулирующих выплат было далеко от установленного значения и в среднем составляло 40:60, сообщил начальник отдела оплаты труда в подведомственных организациях министерства Геннадий Осипов. Однако и чиновники, и представители вузов были едины во мнении, что само требование следовать «правилу 70:30» связывает руки работодателю, уменьшая возможность мотивировать сотрудников к повышению эффективности работы. Звучали предложения включать в гарантированные выплаты не только оклад, но и долгосрочные надбавки, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты из внебюджетных средств, закрепляя соответствующие решения дополнительными соглашениями к трудовым договорам.
— Как общеотраслевое соотношение 70:30 правильно и полезно, — прокомментировал А.Омельчук. — Однако мы должны выйти на понимание, что входит в 70%. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность менять пропорции по категориям персонала: существуют должности, больше других завязанные на результат, и для них стимулирующая часть должна быть существенно больше. Расширение понятия «гарантированные выплаты» позволит сохранить то многообразие вполне эффективных систем оплаты труда, которое сегодня существует.
Об изменении действующей нормы работодателям придется договариваться с профсоюзами, напомнил коллегам проректор по экономической деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Игорь Антонов.
Председатель Общероссийского профсоюза работников Российской академии наук Виктор Калинушкин подчеркнул, что необходимость корректировки системы оплаты труда назрела. Еще совсем недавно в академических организациях соотношение гарантированной части зарплаты и стимулирующих выплат составляло в среднем примерно 50:50. Однако с 2018 года, когда в институты пошли дополнительные деньги на выполнение «зарплатного» указа, выплачиваемые в основном в виде надбавок научным работникам, доля окладов снизилась до 20-30%, и возникли дисбалансы заработной платы у разных категорий сотрудников. Усиливается разница в размере финансирования близких по численности работников и профилю институтов в Москве и регионах. Если Физическому институту им. П.Н.Лебедева РАН в текущем году на обеспечение госзадания выделено 1,3 миллиарда рублей, то Институту прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде — 0,4 миллиарда.
Тревожит академический профсоюз и нестабильность финансирования институтов. Неуверенность в завтрашнем дне приводит к тому, что директорский корпус не хочет брать на себя долгосрочные обязательства по выплате значительной гарантированной части зарплаты. Из-за высокой доли стимулирующих выплат сотрудники нередко узнают о величине своей зарплаты в момент ее получения.
Профсоюзные эксперты предлагают использовать в качестве основы для новой системы оплаты труда в научных организациях документ, который ранее действовал в ФАНО России, увеличив значение минимальных окладов. Однако коэффициенты должны быть просчитаны аккуратно, чтобы не возникло угрозы массовых сокращений.
Из выступлений главы профсоюза и директора департамента стало понятно, что они солидарны во мнении о необходимости реализации в рамках новых СОТ принципа равной оплаты за равный труд. Однако И.Антонов справедливо заметил, что решить проблему региональных дисбалансов в рамках «зарплатного» указа, который требует привязки зарплат ученых к среднерегиональным, не представляется возможным.
Рассматривался на заседании и вопрос об оплате труда руководителей научных организаций. Для вузов методика расчета должностных окладов ректоров, основанная на интегральном показателе сложности управления учреждениями, уже разработана и проходит процедуру утверждения. Благодаря этому диапазон окладов руководителей высшей школы довольно широк — от 80 до 500 с лишним тысяч рублей. А вот директора НИИ в рамках действующей системы получают от 40 до 80 тысяч. В министерстве считают, что это несправедливо и положение надо исправлять.
По итогам состоявшихся в рамках заседания дискуссий в группах по отдельным направлениям были сформулированы самые острые вопросы и сформированы команды, которые займутся их решением. Работать им придется интенсивно — новые СОТ должны быть приняты до конца года.

Надежда Волчкова

Фото Николая Андрюшова

Нет комментариев