Не застрять в норе

Эксперты предупреждают о рисках онлайн-обучения

Возможность выбирать из 1200 бесплатных курсов (а вместе с платными — примерно из 5 тысяч), получать знания, подтвержденные сертификатами и дипломами, находясь в любой точке планеты, строить собственную траекторию обучения — и это еще не все, что предлагает пользователям образовательная онлайн-платформа Alison, основанная в 2007 году Майком Фериком, ныне — генеральным директором компании Alison, специализирующейся на образовательных технологиях. На октябрьском форуме «Открытые инновации» в Сколково М.Ферик представил свое детище, подкрепляя рассказ о его востребованности целым рядом доводов.
На сегодняшний день из 14 миллионов пользователей платформы из США, Бразилии, России, Канады и других стран получают здесь полное образование. За годы существования Alison 2 миллиона с ее помощью стали специалистами. «Сейчас многие классические университеты не соответствуют современным запросам и вызовам, в то время как образовательные подходы на онлайн-платформе более оптимизированы и эффективны, — заявил спикер. — Наша система постоянно обновляется в соответствии с потребностями рынка труда. Мы нацелены на расширение прав и возможностей всех, а не только элиты».
Между тем у представителей бизнеса и потенциальных инвесторов есть некоторые сомнения в безграничных возможностях онлайн-платформ при подготовке высококвалифицированных и креативных кадров. Их высказал модератор пленарной сессии «Education on-demand tools. Платформы и технологии развития человеческого капитала», в ходе которой состоялась презентация, генеральный директор РВК Александр Повалко.
— Мы понимаем, что массовый доступ людей к образовательному контенту предполагает усреднение решений и фактически «впихивание» в головы некоторого стандартного набора знаний и навыков. В известной степени это оправдано: мы живем в технологичном обществе, и требования к кадрам, с одной стороны, усложняются, а с другой, — их специализация сужается. Получается, что мы «роем» все уже и глубже и рискуем в этой норе застрять.
А.Повалко считает, что есть существенный риск потерять способность изменять схемы и модели обучения в зависимости от контента. Он поделился впечатлением от ряда проектов дополненной и виртуальной реальности в образовательной сфере: с точки зрения модели образования никаких изменений там нет — лишь некий набор современных технологий используется для работы теми же методами.
Свою позицию по теме дискуссии обозначили и ректоры ведущих вузов Алевтина Черникова (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС») и Ярослав Кузьминов (НИУ «Высшая школа экономики»). Несоответствие между потребностями работодателей и результатами обучения студентов можно устранить, считают они.
— Я имею в виду компетентностную модель выпускника, целевую и адресную подготовку: если есть постоянная системная работа с представителями бизнес-сообщества, то этот разрыв нам удается практически нивелировать, — сообщила А.Черникова. Она обратила внимание на другие проблемы: недоверие к онлайн-обучению, в том числе со стороны работодателей, а также недостаток самоорганизации у тех, кто выбирает цифровой формат обучения.
— По нашей и международной статистике, только 4-6% пользователей завершают свои курсы на Coursera, — констатировала ректор. — Проблему правильного выбора легче решать тем, кто уже имеет системное образование, и роль учителя в широком смысле здесь очень велика.
Я.Кузьминов указал на целый ряд достоинств онлайн-обучения. Помимо финансовой доступности образования в таком формате (100-150 долларов за сертификат на Coursera), расширения рынка для университетов-участников, ускорения формирования профессиональных навыков с помощью симуляторов и т.п. платформы дают возможность выбрать лучшего для себя преподавателя в любой стране мира.
— Это поможет России одолеть провинциализм, который нас, к сожалению, захлестывает, — добавил ректор «Вышки».

Татьяна Возовикова

Фото: https://openinnovations2019.tass.photo

Нет комментариев