Недрами согрет?

Океан под ледяной поверхностью карликовой планеты Плутон мог возникнуть сразу после ее образования. С результатами исследования знакомит Nature Geoscience.

В настоящее время Плутон представляется покрытым льдом телом с температурой поверхности около 45 градусов Кельвина или -228 градусов по Цельсию. Результаты нового исследования, опубликованные в Nature Geoscience, предполагают, что это небесное тело сформировалось очень быстро, а тепло его недр сразу породило водный подповерхностный океан, что повышает вероятность существования на Плутоне каких-нибудь форм жизни. Прежние исследования допускали образование Плутона из заледеневших кусков пород, которые объединились друг с другом в далеком Поясе Койпера, кольцеобразной области за орбитой Нептуна, несущей большое количество объектов, — материала, оставшегося после формирования Солнечной системы. И хотя есть свидетельства того, что под толстой ледяной коркой Плутона в настоящее время плещется жидкий океан, ученые считали, что он образовался спустя значительное время после формирования Плутона. Источником океана предполагали лед, растаявший под влиянием тепла, выделяемого при распаде радиоактивных элементов в ядре Плутона. Новая версия утверждает, что начало этой карликовой планеты было не холодным, а горячим. «Меня поразило, что геологические процессы, запечатленные на поверхности Плутона, приводят к выводу о том, что он сформировался стремительно, а бурные внутренние процессы согрели недра Плутона до образования подповерхностного водного океана», — сказал в комментарии для Space.com ведущий автор публикации Карвер Бьерсон (Carver Bierson) из Калифорнийского университета Санта-Круз (University of California, Santa Cruz).
Авторы исследования анализировали особенности рельефа поверхности Плутона по снимкам с высоким разрешением, полученным в 2015 году космическим аппаратом NASA New Horizons, облетавшим карликовую планету. Ученые сравнили геологические наблюдения New Horizons с различными моделями происхождения Плутона и его эволюции, рассматривая два основных сценария: «горячий» и «холодный». По «горячему» сценарию жидкий океан медленно замерзает с течением времени, хотя и не полностью, и вызывает разломы, наблюдаемые New Horizons в ледяной коре Плутона. «Если бы реализовывался «холодный» сценарий, а лед под поверхностью таял, мы бы увидели признаки сжатия на поверхности Плутона. Поскольку мы их не видим, наблюдения больше соответствуют модели Плутона с изначальным жидким океаном», — цитирует Бьерсона National Geographic.