Ничем не хуже?

Исследование показало эффективность онлайн-обучения

Обучение студентов российских вузов на онлайн-курсах не менее эффективно с точки зрения образовательных результатов, чем традиционные очные занятия. При этом онлайн-формат дает возможность расширить доступ к качественному образованию — при тех же затратах высшие учебные заведения смогут обучать на 15-18% больше студентов. Результаты исследования, проведенного сотрудниками Высшей школы экономики совместно с американскими учеными, опубликованы в журнале Science Advances.
В эксперименте участвовали 325 студентов-второкурсников, обучающихся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных российских вузах. Студенты изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая группа проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и участвовала в очных семинарах (смешанный формат), третья осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме. Для исследования были использованы два онлайн-курса Уральского федерального университета, размещенные на национальной платформе «Открытое образование».
Сравнение результатов обучения групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (оценка за письменный экзамен), оценки за задания в ходе курса и уровень удовлетворенности учебным курсом. Результаты показали, что уровень освоения дисциплины не различался во всех трех группах. Однако студенты, которые проходили курс в онлайн-формате, были менее удовлетворены процессом обучения.
Более низкая удовлетворенность студентов онлайн-форматом преимущественно связана с отсутствием опыта и соответствующих навыков обучения в онлайн-среде, в первую очередь тайм-менеджмента, считают ученые. Важно оказать студентам поддержку в этой сфере.
При почти равных образовательных результатах затраты на обучение одного студента в смешанном формате ниже на 15-19%, а в онлайн-формате  — на 79-81% в зависимости от курса, даже с учетом расходов на создание и поддержку онлайн-курсов. По расчетам авторов исследования при использовании онлайн-курсов вузы смогут обучать на 15-18% больше студентов при тех же затратах.
«Результаты исследования показывают, что качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия», — комментирует руководитель исследования Игорь Чириков, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли и ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.
По мнению исследователей, сейчас особенно важно инвестировать в создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик преподавания. Это позволит расширить доступ к качественному образованию без существенных дополнительных затрат и обеспечить гибкость траекторий студентов. Кроме того, это поможет подготовиться к разным непредвиденным ситуациям, таким как пандемия коронавируса, которая поразила весь мир.
«Мы видим, как вузы, которые лучше продвинулись в создании и использовании онлайн-курсов, гораздо быстрее адаптировались к переходу на дистанционный формат. А наличие крупной национальной платформы с онлайн-курсами ведущих университетов дало России большое преимущество для быстрого перевода вузов в онлайн», — подчеркнул И.Чириков.
«Сейчас в России, как и в других странах, разворачивается настоящий естественный эксперимент по использованию онлайн-форматов обучения. Наше исследование фокусировалось лишь на инженерных курсах, но массовый переход в онлайн позволит оценить, в какой степени онлайн-курсы эффективны и для других типов дисциплин, в частности, социально-экономических и гуманитарных. Это будет настоящая проверка на прочность», — добавляет Татьяна Семенова, соавтор исследования и научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ.
Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев