Осталась рябь

Детекторы гравитационных волн LIGO и Virgo зарегистрировали столкновение черной дыры с загадочным объектом. Об этом пишет Science News.

Рябь на ткани пространства — времени — гравитационные волны — указала на столкновение в далеком космосе черной дыры с загадочным объектом, слишком массивным для нейтронной звезды, но недостаточно массивным для черной дыры, сообщает Science News. На первый взгляд, это событие, замеченное детекторами гравитационных волн американским LIGO и франко-итальянским Virgo в августе прошлого года, выглядело как столкновение между черной дырой и нейтронной звездой. Но новый анализ гравитационных волн, исходящих в результате слияния двух массивных объектов, подверг сомнению участие в нем нейтронной звезды. По новым расчетам, которые публикует Astrophysical Journal Letters, черная дыра массивнее Солнца в 23 раза столкнулась с компактным объектом массой в 2,6 солнц. Объект такой массы тяжелее, чем предполагаемая максимальная масса нейтронной звезды. Нейтронные звезды — продукт звездной эволюции, образовавшийся в виде космического тела высокой плотности после взрыва звезды, их максимальная масса оценивается в 2,5 массы Солнца, потому что любая звезда большей массы сплющится под собственным весом. Черные дыры массой меньше минимальных для них пяти солнечных масс теоретически возможны, но наблюдательных свидетельств их существования нет.
Космическое поглощение, о котором идет речь, не дало астрофизикам достаточно данных для идентификации загадочного объекта. После того как гравитационные волны от события зарегистрировали детекторы LIGO и Virgo, десятки наземных телескопов стали изучать небо в поисках светового излучения от места столкновения, но ничего не обнаружили. Отсутствие излучения допускает, что загадочный объект может быть черной дырой, потому что столкновение черных дыр обычно не сопровождается выбросом излучения. Но подходит оно и под объяснение события участием в нем нейтронной звезды. Хотя столкновения с нейтронными звездами вызывают сильные вспышки, возможно, в данном случае оно произошло слишком далеко, примерно в 800 миллионах световых лет от нас, — с такого расстояния телескопы излучения не поймают. Еще одна версия, выдвигаемая авторами, — черная дыра поглотила своего компаньона, небольшую нейтронную звезду, и та исчезла без следа. Все произошло слишком быстро, чтобы возникло излучение.