Отложенный диплом

Коронавирус изменил планы абитуриентов всего мира

Ни одна отрасль экономики по окончании пандемии коронавируса не останется прежней, даже такая консервативная, как образование. Вопрос в том, чем обернется кризис для вузов: океаном возможностей или озером погуб­ленных надежд?
Недавно компания QS Quacquarelli Symonds опубликовала доклад «Влияние коронавируса на высшее образование в мире». Он касается в первую очередь привлечения иностранных студентов и подготовлен на основании проведенных специалистами QS опросов 11 000 молодых людей, намеревающихся продолжить свое образование за рубежом, а также представителей университетов, готовящихся их принять.
Результаты не стали откровением: чем больше разворачивается пандемия, тем сильнее влияет она на планы потенциальных бакалавров, магистров и постдоков. Если в конце февраля отложить обучение на годик хотели 46% респондентов, то спустя всего месяц таких стало 57%. Больше не хотят учиться за рубежом 19% опрошенных, 13% решили сменить ранее выбранную страну обучения. Причины понятны: ограничения на поездки, закрытие университетов, отмены рейсов, сложности в получении визы, стипендии или сдаче тестов на знание языка.
Между тем обучение онлайн будущие иностранные студенты воспринимают, скорее, положительно: 58% респондентов готовы получать диплом таким способом, 51% ожидает от университетов большей активности в этом направлении. И все же 42% участников опроса утверждают, что не заинтересованы в дистанционном обучении. К сожалению, QS не дает данные о выборке и распределении респондентов по странам, а эта информация представляет значительный интерес.
Что касается университетов, для них во время нынешнего кризиса наибольшим вызовом стал переход от традиционных форм обучения к дистанционным (e-learning), отдельно стоит проблема практикумов и стажировок. Тем не менее 50% из опрошенных QS университетов перенесли заявленные курсы на просторы Интернета, и число таких вузов растет с распространением пандемии. Лишь 19% университетов предпочли отложить некоторые лекции и семинары до следующего семестра.
Конечно, иностранные студенты являются для многих университетов значимым источником дохода, и в следующем учебном году он может сократиться. Среди респондентов, представляющих вузы, половина — пессимисты: они уверены, что пандемия COVID-19 окажет пагубное влияние на количество заявок от иностранцев, 34% опрошенных намерены попробовать поискать потенциальных бакалавров и магистрантов в тех странах, которым не уделяли внимание раньше, а 26% оптимистично уверяют, что число заявок останется прежним. И лишь 18% не готовы пока оценивать возможное влияние пандемии на университеты.
Что касается способов набора потенциальных иностранных студентов, то 75% университетов считают наиболее важными онлайн-события (digital events), 73% — интернет-маркетинг, 70% — дистанционные встречи и консультации.
Из российских вузов в области digital events уже успел проявить себя Томский государственный университет — в профориентационной акции «Каникулы в ТГУ», впервые прошедшей онлайн, приняли участие 1600 будущих абитуриентов из России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Италии, Испании и Великобритании. Знакомство с факультетами проходило по заранее согласованному графику на университетской веб-платформе. Вебинары провели все факультеты и учебные институты ТГУ.
Не стал для Томского государственного университета неожиданностью и переход на дистанционное обучение: все 4500 курсов переведены в онлайн, используются доступные платформы. Основная — Moodle. На каждом факультете утвержден заместитель декана по электронному обучению, представители всех учебных подразделений прошли специальный курс на базе Института дистанционного образования ТГУ. В вузе запущен проект «Онлайн — преподавателю: эффективно и просто». Его авторы еженедельно готовят полезные материалы для убеленных сединами профессоров: лайфхаки, случаи из практики, методические советы, конкретные рекомендации по работе онлайн.
По мнению ректора ТГУ Эдуарда Галажинского, университет обладает тремя базовыми вещами для успешного обучения онлайн: необходимой инфраструктурой, соответствующим контентом и подготовленными специалистами. ТГУ одним из первых российских вузов представил открытые онлайн-курсы (MOOC) на платформе Coursera. Сейчас на ней размещены 80 открытых курсов ТГУ, еще 20 подготовлены вместе с российскими и зарубежными партнерами. С 28 марта университет присоединился к программе Coursera for Campus. Студентам, аспирантам и сотрудникам ТГУ теперь открыт свободный доступ почти к 4000 курсов, представленным на платформе.
Вышли в цифровое плавание и новосибирские университеты.
Пресс-секретарь Новосибирского государственного технического университета Юрий Лобанов подчеркнул, что у НГТУ есть своя онлайн-платформа — DiSpace, которая среди вузовских платформ считается продвинутой. На нее можно загружать задания, проверять их, выставлять оценки, комментировать, там есть чат с преподавателем фактически в режиме онлайн. Новосибирский государственный медицинский университет использует Moodle, Новосибирский государственный университет ведет семинары в Discord, приложении, которое студенты раньше использовали для видеоигр. Тем не менее  многие студенты и преподаватели жалуются в первую очередь на «непривычность» дистанционного обучения.
Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев