По следу ДНК

Генетики уточнили пути миграции древних народов

Директор Центра изучения проблем природы и человека Челябинского госуниверситета Елена Куприянова вошла в международную группу ученых, работающих с ДНК древнего человека. Крупнейшее в истории исследование было опубликовано в журнале Science. В эту же статью вошло исследование первого генома человека из древней цивилизации долины Инда. Оно в сенсационных деталях рассказывает о путях миграции древних популяций индоевропейских народов в Евразии от мезолита до современности, а также происхождении современных народов Центральной и Южной Азии.
«Сегодня исторические науки и археология в частности находятся в переломной точке своего развития, когда ранее высказанные гипотезы происхождения народов, основанные на сопоставлении данных материальной и духовной культуры, получают неопровержимые доказательства в исследованиях ДНК, — пояснила Е.Куприянова. — Это один из крупнейших в мире научных проектов, объединяющий исследования археологов, этнографов, лингвистов с данными естественно-научных исследований. В нем задействованы несколько десятков ученых из научных организаций Европы, Азии и Северной Америки».

Реконструкция облика жителей Аркаима

В качестве исследуемых материалов использовались образцы ДНК людей из могильников Степное-1 и Степное-VII, современников Аркаима, которые были раскопаны археологической экспедицией упомянутого центра ЧелГУ. Исследование показало, что население Аркаима и «Страны городов» на две трети происходило от степных скотоводов, пришедших из районов Предкавказья (ямная культурно-историческая общность). Одну треть, очевидно, составляли местные. В дальнейшем потомки жителей аркаимских поселений через южноазиатские степи, Туран и предгорья Тань-Шаня распространились до Индии, где в контакте с местным населением создали великую цивилизацию древней Индии.
При этом ученые выяснили, что в геноме высших каст современной Индии, носителей религиозной традиции индуизма браминов, доля степных народов бронзового века гораздо выше, чем у других категорий населения. Еще одним из глобальных итогов исследования стало подтверждение одного корня индоарийской и балто-славянской ветвей индоевропейского языкового древа.

Пресс-служба ЧелГУ