Поиск - новости науки и техники

Полюс напряжения

Северный стресс особенно опасен для детей

Где только ни живут люди! И в пекле пустыни, и на арктическом морозе. Разброс температур между такими территориями на нашей планете достигает ста градусов. Но так устроен человек, что приспосабливается почти к любой обстановке и климату. И, тем не менее, назвать такие условия комфортными нельзя. Любое серьезное превышение нормальных показателей отражается на здоровье. Как же распознать отклонения, вызванные климатическим характером местности и какие меры предпринять? Этой темой занимается Анатолий ГРИБАНОВ – главный научный сотрудник и создатель Института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Анатолий Владимирович со своей научной командой разрабатывают методику раннего выявления психофизиологических нарушений у детей в Арктической зоне России.
Почему профессор решил заняться подобной темой? В условиях Арктического региона человеку приходится выдерживать дополнительные функциональные нагрузки, объясняет А.Грибанов. Они способствуют развитию так называемого «синдрома полярного напряжения» и «северного стресса». Напряжение испытывают все основные физиологические системы организма. Наиболее уязвим к действию неблагоприятных факторов среды обитания детский организм – из-за ограниченности адаптационных возможностей и ненадежности еще формирующихся функциональных систем.
В северных широтах детей мы разделили на две группы: рожденных в Арктическом регионе и приехавших в него (коренных жителей – представителей малых народностей исследование не охватывало). Разница между ними в том, что первые уже адаптированы, а вторые (мигранты) находятся в процессе адаптации. Состояние адаптированности развивается за счет так называемой «биосоциальной платы». Получается, адаптация как состояние организма имеет определенную «цену». Как правило, это различные отклонения в плане здоровья. Кроме того, большинство детей, проживающих в высоких широтах, находится в состоянии хронического психоэмоционального напряжения, что создает предпосылки для развития различных поведенческих и эмоциональных расстройств.
Как ученые изучают эти проблемы? С 2000 года коллектив А.Грибанова исследовал энергетическое состояние головного мозга у детей с различными нарушениями, в частности, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, высокой тревожностью и агрессивностью. Было защищено несколько кандидатских диссертаций.
Энергетическое состояние головного мозга ученые определяли косвенным путем по данным регистрации уровня постоянного потенциала, отражающего показатели энергетического обмена головного мозга, потребление кислорода и глюкозы, накопление гликогена, концентрацию аденозинтрифосфата и других энергетических метаболитов, а также соотношение окисленных и восстановленных форм дыхательных ферментов и интенсивность реакций свободного радикального окисления липидов мембран головного мозга. Уровень постоянного потенциала мозга отражает индивидуальные особенности общего и локального уровней энергообмена, связанных с функциональным состоянием нервной системы.
Исследования проводили с помощью аппаратно-программного комплекса для топографического картирования электрической активности мозга. Полученные характеристики распределения уровня постоянного потенциала (его значения в разных отделах головного мозга) сравнивали со среднестатистическими нормативными значениями для определенных возрастных периодов. Показатели измерений у детей-северян, как правило, значительно превышают значения у детей из регионов, которые находятся южнее. Это свидетельствует о функциональном напряжении центральной нервной системы. По особенностям распределения потенциала можно судить о развитии функциональных нарушений.
Методика раннего выявления психофизиологических нарушений заключается прежде всего в исследовании распределения уровня постоянного потенциала мозга и ее оценки в сравнении с нормативными значениями. Эта методика довольно широко применяется. Команда А.Грибанова разработала критерии оценки некоторых эмоциональных и поведенческих нарушений у детей по данным распределения уровня постоянного потенциала и имеет два патента на изобретение.
Для каждого возрастного периода есть нормативные значения уровня постоянного потенциала. Все, что ниже и выше среднего значения, считается отклонением, которое характеризует какое-то патологическое состояние или возможность его развития. Это обширный проект, по которому работают медики, биологи, психологи.
На основании превышения нормативных значений уровня постоянных потенциалов в различных отделах головного мозга или их значительного уменьшения делается вывод, что неблагоприятные факторы Крайнего Севера оказывают существенное влияние на энергетическое состояние головного мозга. В первую очередь страдают его управляющие функции, а также когнитивные механизмы.
Методика определения уровня постоянного потенциала общеизвестна. На голову испытуемого накладываются электроды аппаратно-программного комплекса, ведется запись изменения потенциала. Полученные характеристики сравниваются с нормативными значениями. Отклонения проявляются в нарушениях внимания, концентрации, умственной работоспособности, поведения, в агрессивных проявлениях. Задача ученых – выявить начальное изменение в энергетических процессах при этих нарушениях.
Уже есть первые публикации о результатах исследований. Команда А.Грибанова достаточно четко знает, при какой патологии и как изменяются энергетические процессы в мозге. У детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью на первом месте – значительные снижения энергообмена в лобных отделах, уменьшение их связи с другими структурами мозга и изменение межполушарных взаимоотношений. Нарастающее истощение функциональных резервов, характерное для этих детей, выражается снижением показателей постоянного потенциала по всем отделам головного мозга.
При оценке тревожности у детей определяли суммарные показатели уровня постоянного потенциала головного мозга, его лобного, центрального, затылочного, правого и левого височных отделов. Значения суммарного уровня постоянного потенциала от 52 до 76 милливольт означают нормальный уровень тревожности ребенка, от 77 до 100 милливольт – повышенный уровень. У северных детей этот уровень часто превышает 100.
В будущем новую методику могут применять в кабинетах функциональной диагностики. Анатолий Владимирович планирует также создание научно-исследовательской лаборатории энергетической физиологии мозга в структуре Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН.
Это лишь первые результаты работы. Надо набирать материал по различным патологиям, которые встречаются у детей, разрабатывать коррекционно-реабилитационные мероприятия. Но пока вопрос об изучении новых патологий не стоит, поскольку ученые должны выполнить те проекты, в которых задействованы. А это прежде всего вопросы адаптации к высоким широтам.

Фирюза ЯНЧИЛИНА

Нет комментариев