Приказано спать

Закончилась миссия космического телескопа NASA Spitzer. С подробностями — Science News.

Телескоп Spitzer (Spitzer Space Telescope) провел в космосе 16 лет и пять месяцев. 30 января он получил команду к переходу в спящий режим. Благодаря наблюдениям, которые эта орбитальная обсерватория вела в инфракрасном спектре, ученым стали доступны изображения рождения и смерти звезд, был очерчен Млечный путь, обнаружены планеты вокруг других звезд, выслежены пути комет и планет в Солнечной системе и найдены галактики в дальнем космосе. Большая часть Вселенной скрыта от наблюдений в видимом свете космической пылью, задачей Spitzer было преодоление этого барьера. Его детекторы воспринимали инфракрасный свет, который проходит пылевые облака насквозь и выявляет то, что находится за ними. Телескоп был запущен в августе 2003 года на орбиту Земли вокруг Солнца. Названная в честь астрофизика Лаймана Спитцера-младшего (Lyman Spitzer, Jr.), первым предложившего в 1946 размещать телескопы в космосе, эта миссия изначально была рассчитана на два с половиной года. Спустя почти шесть лет работы телескоп израсходовал запасы жидкого гелия, которые были необходимы для поддержания его приборного оборудования в сверххолодных условиях, но он продолжал получать данные, хотя и с меньшей нагрузкой на некоторые из приборов, с каждым днем все больше отклоняясь от заданной орбиты. Удалившись от Земли на 270 миллионов километров, Spitzer стал почти недоступен для коммуникации, и NASA приняло решение завершить эту миссию, чтобы высвободить ресурсы для следующей инфракрасной обсерватории — космического телескопа Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope), запуск которого намечен на 2021 год.
Среди открытий телескопа Spitzer — новое кольцо Сатурна, самое протяженное по сравнению с остальными известными семью концентрическими образованиями, окружающими планету на уровне ее экватора. Оно находится вблизи спутника Сатурна Фебы и названо кольцом Фебы. В 40 световых годах от нас, у тусклой красной звезды TRAPPIST-1, Spitzer обнаружил семь планет земного размера, три из них могут быть с жидкой водой. Spitzer также удалось получить серию снимков огромной звезды Дзета Змееносца, которая находится в 370 световых годах от Земли и вращается со скоростью 90 000 километров в час. Из этих снимков было составлено изображение высокоскоростного светила. Еще одно из многих достижений завершенной миссии — это наблюдения сложной галактики Сомбреро, что в созвездии Девы. Spitzer показал, что она состоит из двух галактик эллиптической и дискообразной форм, одна из которых скрыта внутри другой.