Профессия — волшебник

Ландшафтные архитекторы преображают жизнь мегаполисов

По прогнозам, к 2050 году 70% населения планеты станут горожанами. Мыслимо ли добиться, чтобы обитали они в комфортной среде?
Эльвира ДОВЛЕТЯРОВА — директор Департамента ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем РУДН — верит, что ее выпускники, как волшебники, смогут преобразить свалку в Эдем, а равнодушную к человеку городскую среду — доброжелательной к людям. «Поиск» расскажет, как они стремятся этого достичь, но сначала — о самой Эльвире Анварбековне.

Диплом Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева и кандидатскую диссертацию она защитила по оценке влияния загрязнений тяжелыми металлами лесных и лесопарковых экосистем, то есть почв и растений. Казалось бы, тема фундаментальная, перспективная, ее и нужно «распахивать». А Э.Довлетярова увлеклась новым направлением, на первый взгляд, никак не связанным с предыдущим, — ландшафтной архитектурой.
— Связь есть, — не соглашается Эльвира Анварбековна, — ведь объект моих исследований — особо охраняемые природные территории, городские леса и парки. Направление — прикладное, считаю, важнейшее, касающееся планировочных и экологических задач, особенно мегаполисов. Сегодня это — одна из главных, подчеркиваю, мировых проблем. По прогнозу, через 30 лет больше двух третей населения Земли будут жить в городах. Отсюда — вызов: так выстроить их кварталы, дороги, парки, скверы, чтобы качество существования людей было высоким. Найти ответ на этот вызов — едва ли не главная задача при подготовке наших студентов: будущих бакалавров, магистров, в том числе обучающихся на сетевых образовательных программах.
— Что значит сетевые программы?
— Первый год магистры учатся в РУДН, а второй — в Университете Тушии, в городе Витербо (Италия), и по окончании получают дипломы сразу двух стран. Совместная программа стала настолько востребованной, что выиграла международный грант Erasmus+Key Action. Между прочим, европейских грантов у нашего департамента пять.
— Департамент образован в 2015 году, а вы уже вышли на мировой уровень?
— Поясню. Направление «Ландшафтная архитектура» в РУДН было открыто еще в 2006 году. Для справки: университетов с такой специальностью в Москве пять, а всего в России их около 50. Тогда я была молодым кандидатом наук, однако ректорат в меня поверил и назначил заведующей кафедрой садово-паркового и ландшафтного дизайна. Открылась возможность реализовать идеи, которые у меня уже сформировались. Прежде всего это расширение возможностей экологического проектирования. Но для этого на новый уровень нужно было вывести профессиональную подготовку студентов, добиться, чтобы выпускники свободно конкурировали на рынке труда. Мы открыли ландшафтную мастерскую, имеющую лицензию на проектирование в городе. И теперь наши старшекурсники сами создают парки и скверы. Горжусь, что мои студены первого года набора на пятом курсе выиграли конкурс ландшафтного проектирования территории замка в долине реки Луара (Франция). Владелица замка поставила условие: заказ должны выполнить только молодые архитекторы. Откликнулись ребята из семи стран, включая США, Францию, Россию. РУДН выдвинул два дизайн-проекта. Один победил, и об этом написали многие газеты.
Прошло 12 лет, как я руковожу этим подразделением. Срок для развертывания нового направления, согласитесь, небольшой. Однако, начав с нуля, мы многого добились благодаря активной поддержке ректората. Нам никогда не говорят «нет», все наши проекты внимательно рассматриваются, и отношение к ним — доброжелательное. Для начала решили, что нас должны узнать в России, и провели агрессивную рекламную кампанию: участвовали в выставках, конкурсах, конференциях. Для развертывания исследований, особенно в области городской экологии, почвоведения, открыли научно-исследовательскую лабораторию «Смарт-технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений», которую возглавляет нобелевский лауреат Рикардо Валентини.
Молодой кандидат наук Вячеслав Васенев, мой заместитель по международной и научной деятельности в нашем департаменте, сумел получить степень PhD в одном из известных аграрных вузов мира — Университете Вагенингена (Нидерланды), первым в мире в области сельского хозяйства и восьмым в области экологии. Вместе мы открыли двойную магистратуру по направлению «Ландшафтная архитектура» совместно с Университетом Тушии. Помог нам в этом Р.Валентини, в то время — сенатор провинции Лацио, с которым мы и задумали сетевую совместную магистратуру.
Вначале дело показалось необычайно сложным: захотят ли наши магистры отправиться в Италию, поедут ли к нам их итальянские коллеги? Но самый трудный вопрос — финансирования — был решен благодаря гранту Erasmus+Key Action, (я уже его упоминала), мы получили его в 2017 году. Грант обеспечивает российских и итальянских студентов стипендией в размере 850 евро в месяц во время обучения в вузе-партнере.
— Очень трудно было выиграть грант?
— Нет, не очень. За рубежом РУДН уже знали, на статьи наших ученых и магистров обратили внимание. Ведь мы не только давали образование студентам, они еще и наукой занимались, особенно в магистратуре. Замечу, что большинство наших преподавателей ведет исследования, поддержанные российскими и зарубежными грантами, публикует результаты работ в статьях индексируемых в международных базах Scopus и WoS. А магистры, как правило, защищают диссертации на основе исследований своих научных руководителей, в которых принимают непосредственное участие. Так что речь идет о востребованных работах, выполненных вузом. Это и позволило нам выиграть престижный грант. В 2014 году мы произвели первый набор в совместную магистратуру. Тогда у нас была одна студентка. Сегодня в РУДН по этой программе обучаются четверо итальянцев, семеро наших ребят — в Италии.
— Правда, что на одной из ваших конференций выступили сразу несколько нобелевских лауреатов?
— Да, мы сотрудничаем с четырьмя лауреатами Нобелевской премии в области экологии, о чем свидетельствуют совместные публикации. Что их привлекает в РУДН? Думаю, тот факт, что мы стремимся реализовать и собственные идеи, и совместные. Создали и сейчас тестируем, например, прибор для мониторинга зеленых насаждений в городах. Устройство, на мой взгляд, обладает фантастическими возможностями: скажем, по наклону дерева оно определяет, упадет оно или нет. Одновременно контролирует его фотосинтетическую активность (проще говоря, количество листвы), интенсивность сокодвижения и температуру. Подчеркну, проект, поддержанный Российским научным фондом (под руководством Р.Валентини), междисциплинарный, кроме экологов, биологов, почвоведов в нем участвуют айтишники и программисты.
— Как вы оцениваете Москву с точки зрения ландшафтного архитектора?
— На мой взгляд, в последнее время в столице стали уделять больше внимания ландшафту. Департамент природопользования и охраны окружающей среды внедряет передовые технологии мониторинга зеленых насаждений. В этой работе мы тоже участвуем в рамках темы «Проведение эксперимента по исследованию возможностей применения современных технических средств для контроля состояния зеленых насаждений».
— Сколько абитуриентов пришли к вам в 2019 году?
— Сейчас на первом курсе по направлению «Ландшафтная архитектура» обучаются 50 студентов, а всего их — 163. Новинка этого года — совместная с итальянцами программа подготовки PhD. У поступающих к нам в департамент аспирантов теперь будут два руководителя, стажироваться они станут в Университете Тушии, нашем партнере, там же защитят PhD-диссертацию.
— Неужели к вам поступают только по результатам ЕГЭ?
— Да, у нас нет специальных экзаменов и собеседований. К нам приходят, даже не умея рисовать, — мы научим. С первого курса в учебном плане значится дисциплина «Рисунок и живопись». Наши преподаватели «ставят студентам руку» — так это называется на профессиональном языке. Что привлекает ребят, так это возможность самим проектировать скверы и парки — творческая, между прочим, профессия. Наши студенты участвуют в конкурсах, да мы и сами их организуем. Недавно, например, совместно с Ассоциацией ландшафтных архитекторов России и общественной организацией «Городские реновации» организовали конкурс, где участники делали дизайн-проект озеленения дворов в районе Новокосино. Соревновались ребята из пяти московских вузов, причем в междисциплинарных группах, где наравне с ландшафтными архитекторами были представлены экологи, архитекторы, социологи и даже экономисты. Ведь любой объект ландшафтной архитектуры требует всестороннего изучения и должен быть актуальным, востребованным и экономически окупаемым.
— Все ли ваши выпускники после окончания находят работу по профессии?
— Наша профессия сегодня очень востребована. Выпускники РУДН конкурентоспособны на рынке труда и быстро находят работу в ландшафтных компаниях, городском озеленении и государственных структурах.
— В одном из выступлений вы сказали, что готовите «волшебников». Что имели в виду?
— Так и есть. Раньше мы выпускали специалистов садово-паркового и ландшафтного строительства. Но по инициативе Ассоциации ландшафтных архитекторов России в 2014 году эта специальность трансформировалась в направление «Ландшафтная архитектура». В современном мире зеленые насаждения не только прельщают горожан красотой цветников, совершенством газонов, они влияют на наше эмоциональное состояние и даже здоровье. По последним данным английских ученых, растущие у дома деревья благотворно действуют на работу сердечно-сосудистой системы, на 10% снижают количество инсультов. Потому ландшафтных архитекторов считаю волшебниками. Сейчас наш департамент в рамках гранта РНФ, полученного командой молодых кандидатов наук во главе с В.Васеневым, работает над созданием почвенных конструкций для газонов в Москве и Мурманской области. В крайне суровых климатических и экологических условиях (одна полярная ночь чего стоит) трудно добиться, чтобы в летний период в скверах, во дворах, в парках, на детских площадках был качественный травяной покров. Проблема касается не только нашей страны.
Недавно я была в Берлине, на международном круглом столе в Берлинском университете им. Гумбольдта. Обсуждалась международная заявка на европейский мегагрант по созданию газонов в городах и их эксплуатации в различных климатических условиях. Запомнилось выступление профессора Университета Западной Австралии: для ее страны это труднейшая задача. В сезон, когда нет дождей, столь необходимая людям зелень выгорает полностью.
— Вы выигрываете гранты, побеждаете в конкурсах, сотрудничаете с нобелевскими лауреатами. Есть к чему еще стремиться директору департамента РУДН?
— У нас уйма планов. Нужно постараться и вместе с европейскими коллегами выиграть европейский мегагрант по программе Horizont 2020 (у нас такого еще нет). Довести до совершенства международную сетевую программу подготовки PhD по экологии в РУДН, добиться, чтобы о нас узнали и к нам приезжали из-за рубежа. Предложить новые идеи для почвенного симпозиума и фестиваля, который проходит ежегодно в Нью-Йорке. (Организую его вместе с коллегами из Института городских почв Нью-Йорка.) Считаю очень важным проведение научно-технических мероприятий не только в Москве, но и в других регионах страны и за рубежом. Симпозиум — превосходная площадка, где международные, междисциплинарные научные школы по экологии и почвоведению могут заявить о себе. Считаю, что необходимо популяризировать науку не только в России, но и в других странах, чтобы там узнали о наших успехах, высоком уровне отечественных исследований.

Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев