Прыжок через порог

Изменение правил приема в вузы Белоруссии облегчило жизнь абитуриентам

Свыше 50 тысяч абитуриентов нынешним летом стали студентами белорусских вузов. Из них более 26 тысяч поступили на бюджетную форму обучения. Прием «платников» завершится лишь в ноябре, когда сельскохозяйственные вузы зачислят студентов-заочников.
В этом году вступительная кампания проходила по уже устоявшимся правилам: после централизованного тестирования абитуриенты должны были подавать в приемные комиссии вузов три сертификата ЦТ плюс аттестат о среднем образовании, переведенный в стобалльную систему. Лишь в некоторых вузах (творческой, спортивной и военной направленности) проводились дополнительные испытания.
Исходя из потребностей народнохозяйственного комплекса страны, были скорректированы профессиональные приоритеты вступительной кампании: сокращены планы набора по экономическим и юридическим специальностям и увеличены медицинские, инженерно-технические специальности, в том числе в сфере информационных технологий.
В правилах приема в вузы было одно важное нововведение. С этого года изменена система оценивания результатов централизованного тестирования. На смену рейтинговой системе пришла оценочная. Раньше после проверки всех тестов каждому вопросу присваивался рейтинг в баллах, исходя из его сложности. При таком порядке, отвечая только на простые вопросы, набрать большое количество баллов было невозможно. При новой системе все вопросы имеют равную цену, и для высокого результата надо было ответить на большинство из них.
О том, как данное нововведение отразится на результатах ЦТ, специалисты Республиканского института контроля знаний рассказали еще до начала вступительной кампании. По их словам, более высокими должны были стать результаты тестов с низким и средним показателями знаний. А вот оценка отличника практически не изменится.
Что касается ситуации в вузах, то в некоторых из них довольно серьезно повысился проходной балл. В Белорусском государственном педагогическом университете по сравнению с прошлым годом на специальности «Математика и информатика» — со 133 до 248 баллов, «Физика и информатика» — со 146 до 240. В Белорусском национальном техническом университете, чтобы поступить на специальность «Многоцелевые гусеничные и колесные машины (конструирование и производство)», в 2018-м надо было набрать 111 баллов, а в этом году — уже 222.
Какие же направления пользовались наибольшей популярностью у белорусских абитуриентов нынешним летом? Наибольшим был спрос на специальность «Аудиовизуальная журналистика» в Белорусском госуниверситете. Для поступления абитуриентам надо было набрать 389 баллов против 392 в 2018 году. Среди направлений физико-математического профиля самый высокий проходной балл сложился при приеме на специальность «Математика и ИТ» механико-математического факультета — 345 баллов (350 в 2018 году). Среди естественно-научных специальностей лидирует «Биохимия» на биологическом факультете, поступить на которую можно было с 336 баллами (323 в 2018 году).
Высокие проходные баллы наблюдались в Белорусском государственном медицинском университете. У поступавших на специальность «Стоматология» он составил 370 против 375 в 2018 году, на «Фармацевтику» остался прежним — 364 балла, а на «Лечебное дело» увеличился на 7 баллов — до 358. В Белорусском госуниверситете информатики и радиоэлектроники в ТОП-3 вошли следующие специальности: «Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)» — 364 балла; «Электронный маркетинг» — 363; «Программное обеспечение информационных технологий» — 359.
Отличительной особенностью нынешней вступительной кампании можно назвать почти стопроцентное преодоление абитуриентами нижнего проходного балла по ЦТ. Произошло это потому, что Минобразования не изменило нижних пороговых значений по тестированию в сравнении с прошлым годом, когда использовалась рейтинговая система оценивания результатов ЦТ. Как объяснили в министерстве, сделано это было потому, что в нынешней вступительной кампании принимались сертификаты ЦТ прошлого года. И чтобы не ущемить интересы абитуриентов 2018 года, вопрос о повышении нижних пороговых значений в этом году было решено не поднимать.
Во многом благодаря этому подавляющее большинство вузов успешно справилось с набором студентов на бюджетные места. Лишь четыре учебных заведения объявили о проведении дополнительного набора на бюджетные места. Причем существенным недобор бюджетных мест был только в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии — 78 мест.
Не успели студенты-первокурсники переступить порог своих альма-матер, как экспертное сообщество начало активно обсуждать не столько итоги прошедшей вступительной кампании, сколько состояние и перспективы развития среднего и высшего образования в стране. В основополагающих выводах многие эксперты сходятся: средний уровень знаний школьников и студентов неуклонно снижается, и с этим надо что-то делать. Некоторые эксперты заявили, что министерство именно поэтому изменило систему оценки, чтобы хоть как-то приукрасить неприглядную картину в образовании.
Справедливости ради надо отметить, что никакой эйфории в связи с ростом проходных баллов в вузы у белорусских чиновников нет и в помине. О причинах перехода на новую систему оценки ЦТ говорили многие, вплоть до министра образования. Рейтинговая система при всех своих достоинствах имела и серьезные недостатки. Например, каждый год родители абитуриентов задавали вопросы, почему их ребенок с «восьмеркой» в аттестате на ЦТ получал всего 40-50 баллов из 100.
Новая система централизованного тестирования абитуриентов максимально приближена к школьной системе оценки знаний. Этот подход также позволит Мин­обр­азования проверить, насколько школьные баллы соответствуют реальным знаниям учащегося. И первые результаты такого анализа уже есть. Так, ЦТ по математике показало: 60% его участников не подтвердили оценку школьного аттестата по данному предмету.
По словам министра образования Игоря Карпенко, этот факт не стал откровением ни для него, ни для министерства. И проблема здесь не только в том, что школы нередко завышают оценки своим учащимся, помогая тем самым их поступлению в вуз. За последние годы в среднем и высшем образовании накопилось много нерешенных вопросов. Ответы на многие из них должно будет дать специальное совещание в администрации президента с участием главы государства. Разговор будет непростой, и ждать его осталось недолго.

Александр ЮРИН

Фото с сайта natatnik.by

Нет комментариев