Размером со слона

Палеонтологи обнаружили останки крупнейшего в мире тираннозавра. Он весил больше взрослого слона. Об этом рассказал National Geographic News.

В известном палеонтологическими находками районе Канады найдены останки представителя вида Tyrannosaurus rex, который весил чуть ни ли 10 тонн, то есть был намного тяжелее самого крупного из ныне живущих видов слонов. Этот динозавр описан в последнем номере журнала The Anatomical Record: он состоит из скелета, укомплектованного на 65%, включая череп и тазовые кости, а также ребра, кости нижних конечностей и хвоста. Тираннозавр по прозвищу Скотти — старейший по видовым стандартам, ему было не меньше 28 лет, сообщает National Geographic News. Как отмечает издание, 68 миллионов лет назад ландшафт на территории нынешней Канады, где обитал Скотти, был «субтропическим прибрежным раем, но жизнь динозавра трудно назвать сплошными каникулами». В останках животного присутствуют сломанные и зажившие ребра, крупная кость, выросшая между двумя зубами — признак перенесенной инфекции — и сломанные хвостовые кости, возможно, поврежденные укусом другого динозавра. «Это была непростая жизнь даже для царя хищных динозавров, если учесть все эти увечья», — сказал эксперт National Geographic Низар Ибрахим (Nizar Ibrahim), палеонтолог из Университета Детройт Мерси (University of Detroit Mercy). Находка свидетельствует о том, что крупные хищные динозавры, вероятно, жили дольше и вырастали крупнее, чем предполагали палеонтологи на основании имеющихся окаменелостей. Среди известных динозавров T.rex представлен лучше всех, к настоящему времени идентифицированы более 20 индивидуальных останков этого вида.
Скотти известен палеонтологам с 1991 года, когда его кости были обнаружены в канадском Саскачеване. Прозвище родилось тогда же: ученые хотели отметить находку поднятием бокалов, а кроме бутылки виски, то есть скотча, у членов экспедиции ничего не нашлось. На извлечение всех костей, их изучение и полное описание ушло больше 20 лет. Массивные окаменелости крепко засели в твердой породе, вытащить их оттуда было непросто. Но как только это было сделано, палеонтологи принялись реконструировать возраст и размер динозавра. Поперечный профиль костей указывает на их необычайную прочность, что неудивительно, учитывая 28-летний возраст, до которого никто из тираннозавров не доживал. О размерах Скотти говорит его бедренная кость. Известно, что чем шире она у животного, тем больший вес может удерживать. При 20-сантиметровом диаметре бедренной кости на двух ногах этот динозавр мог вынести больше 9000 кг, плюс-минус две тонны. T.Rex по прозвищу Сью с наиболее полным скелетом, выставленным в Филдовском музее (Field Museum) в Чикаго, на полтонны легче.