Река в океане

Гольфстрим как тёк, так и течёт

Еще не закончилась пандемия, еще не успели мы вздохнуть свободно, а Интернет уже предупреждает нас о новой напасти. Самое известное в мире океанское течение — Гольфстрим — как следует из обширного сообщения на одном из сайтов, того и гляди прекратит свою «плодотворную деятельность». И Европе, прежде всего, грозит чуть ли не «обморожение». А все потому, что 10 лет назад в Мексиканский залив вылились аж сотни тысяч тонн нефти — они во всем и виноваты, вместе, конечно, с американскими властями. В общем, кошмар и тихий ужас.
«Поиск» решил проверить, каково на самом деле «самочувствие» самого мощного течения на Земле. Вот мнение старшего научного сотрудника лаборатории взаимодействия океана и атмосферы Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова, кандидата физико-математических наук Натальи ТИЛИНИНОЙ:
— Начну с того, что нельзя говорить о Гольфстриме как о явлении обособленном, не связанном с общей циркуляцией океана и всеми его процессами. Течение — часть глобального конвейера, постоянно действующего в океане, звено в системе, отвечающее за перемешивание океанской воды в планетарном масштабе. И если сказать, что Гольфстрим того гляди остановится или уже остановился, то это означает, что замедлился весь процесс циркуляции океана, а сегодня это просто невозможно, как невозможно представить, будто решающее влияние на Гольфстрим могла иметь тяжелейшая авария в Мексиканском заливе, когда в воду попало очень много нефти. Масштаб явлений несопоставим: антропогенная катастрофа, имеющая, бесспорно, очень большое, но все же региональное значение, не в состоянии повлиять на глобальную циркуляцию Мирового океана, действующую в течение тысяч лет. Это сообщение — фейк.
Однако предположение, что ослабление влияния Гольфстрима в Северной Атлантике может вызвать аномальные погодные явления в Европе, вполне допустимо. На этом строится действие довольно уже старого американского фильма The Day After Tomorrow («После завтра», 1994 год), когда Гольфстрим останавливается. Но это не может случиться одномоментно: перестройка океана происходит чрезвычайно медленно, в течение многих столетий, и незаметно для населения планеты. Судят о ней океанологи, следящие за колебаниями температуры воды, ее солености, вихрями. И сегодня мы наблюдаем значительные изменения климата Европы, растет частота экстремальных погодных явлений: волны тепла, продолжительные осадки, наводнения… Но даже в случае теоретической, абстрактной остановки Гольфстрима Европа не замерзнет, поскольку это не единственный источник тепла, ведь есть солнечная радиация. Просто климат континента из мягкого морского превратится в континентальный и станет похож на наш сибирский — с жарким летом и холодной зимой. Но это предположение на практике вряд ли осуществится.
— Для тех, кто забыл уроки географии, что представляет собой Гольфстрим?
— Он образуется в Мексиканском заливе в результате слияния нескольких небольших течений. В экваториальных, тропических широтах солнце сильно нагревает океан. Солнечная радиация и есть основной источник «питания» течения, движущая сила его циркуляции. И то, что одна часть океана теплая, а другая холодная, не выводит Гольфстрим из равновесия: он лишь торопится перемешать свои теплые воды с более холодными. И благодаря солнцу процесс этот идет непрерывно. Действует прекрасно отлаженный природой механизм — он и перебрасывает теплую воду в северные широты. Изменчивая, неустойчивая река, отличающаяся меандрами (изгибами) и вихрями, течет вдоль Восточного побережья Северной Америки. Затем отклоняется в сторону океана и получает новое название — Северо-Атлантическое течение, оно и несет нагретые солнцем воды в Арктику аж до Северного Ледовитого океана.
— За то время, что ученые наблюдают Гольфстрим, он как-нибудь менялся?
— Океанологи плотно изучают его всего несколько десятилетий. И то благодаря спутникам. Впервые мы стали получать данные о температуре поверхности океана, его уровне и т. д. с началом спутниковой эры в конце 1970-х годов. Еще одна возможность лучше узнать особенности Гольфстрима — построение математических моделей: они воспроизводят его движение, позволяют сделать прогноз состояния в будущем. И, как показывают модели, через сотни и тысячи лет изменения, хотя и будут, но незначительные, составляющие всего несколько процентов. Так что ничего фатального с Гольфстримом не случится, глобальные катастрофы ему не грозят. Что мы видим, так это естественную изменчивость в интенсивности течения, которая свойственна любым природным процессам. Потребуется как минимум 100 лет наблюдений за состоянием океана, чтобы разглядеть какие-либо подвижки.
— Влияет ли Гольфстрим на погоду в Северном полушарии?
— Неверно думать, что теплое течение «отапливает» Европу. На самом деле все обстоит иначе. Огромное влияние на погоду на Земле оказывает взаимодействие океана и атмосферы. Между ними происходит постоянный обмен потоками тепла и влаги, и Гольфстрим активно участвует в этом процессе (недаром его называют «кухней погоды»). Атмосфера распоряжается всем этим «добром» по своему усмотрению, распространяя волны теплого или холодного воздуха, создавая циклоны и антициклоны.
— Сказывается ли на Гольфстриме антропогенный фактор?
— Никто в мире не знает о всех происходящих на Земле и в атмосфере процессах, как устроена и действует климатическая система планеты. И когда мы говорим об антропогенном воздействии на климат, то опираемся лишь на конкретные данные. Суть в том, что количество парниковых газов в атмосфере растет. А средняя температура на Земле за последние 50 лет повысилась на полтора градуса. Сопоставив факты, делаем вывод, что эти два процесса происходят синхронно. Как следствие — сокращается площадь океанского льда. Значит, климат теплеет, что подтверждает и анализ наших математических моделей о росте количества парниковых газов. Если их станет еще больше, потеплеет и атмосфера. Так что связь между этими показателями, безусловно, есть — вот все, что можно сказать по этому поводу. Поэтому я никогда не вступаю в дискуссии о климате, а опираюсь лишь на конкретные данные. В Арктике стало значительно теплее, но есть на Земле области, где становится холоднее, — это пустыни.
Возможно, в будущем из-за общего потепления климата процессы взаимодействия океана и атмосферы претерпят существенные изменения, разница между температурой океана и атмосферы изменится — она станет меньше «потреблять» тепла. Но незначительно, не более нескольких процентов. «Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет», ничего особенного с климатом не произойдет. Как и с Гольфстримом. Человек даже при желании остановить его не в силах. Повлиять, правда, может, но совсем незначительно.
— Чисто обывательский вопрос: как долго продлится потепление климата?
— До тех пор, пока будет расти количество парниковых газов в атмосфере. Между прочим, карантин и вызванная им остановка производства сократили выбросы вредных веществ. Не удивлюсь, если это приведет к потоку публикаций, где высказываются самые разные мнения.
— Вернемся к фейковой заметке. Как вы думаете, что движет авторами подобных «творений»?
— Возможно, незнание делает их чересчур смелыми. Уверенность, что они ни за что не отвечают, а потому могут направо и налево разбрасывать факты, не заботясь об их достоверности. Главное, чтобы было погорячее, чтобы привлечь как можно больше любопытных. Считаю, что к подобным сообщениям нужно относиться с осторожностью, — они редко основаны на научных исследованиях. Некоторый смысл в них все же есть, но факты, я бы сказала, сильно перекручены и мифологизированы. Особенно когда речь идет о климате. Всегда можно «притянуть» самые разные данные и подать их так, что катастрофа неминуема: скажем, весь лед в Арктике растает, и поднявшийся океан обязательно кого-нибудь смоет. Этим, между прочим, грешат и журналисты. А люди убеждены, что аномальные снегопады или летняя жара в Москве — это изменение климата. Хотя верно это лишь отчасти, поскольку причина — в перестройке атмосферы. 

Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев