С верой в вечное

Студенты и преподаватели ждут встречи в стенах вузов

Эксперты держат руку на пульсе высшей школы, не прекращая мониторинг самочувствия как системы в целом, так и отдельных групп участников образовательного процесса. В числе недавних мероприятий — опросы, проведенные командой социологов Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственного управления (ИСАП РАНХиГС) под руководством заведующего лабораторией методологии социальных исследований ИСАП РАНХиГС Дмитрия Рогозина. В анкетировании участвовали более 12 тысяч студентов из 53 филиалов академии, а также порядка 34 тысяч преподавателей разных вузов России. Аналитическое обсуждение результатов на тему «Вечный онлайн: хотят ли преподаватели и студенты вернуться в аудитории?» состоялось на первом заседании клуба «Академические беседы». Он представляет собой открытую РАНХиГС в первых числах июня интернет-платформу для проведения экспертных дискуссий, публичных лекций и мастер-классов с участием ключевых спикеров по обсуждаемым проблемам.
Д.Рогозин напомнил, что данные опросов добывались для решения конкретных задач, стоящих сейчас перед Минобрнауки. Он отметил, что отчасти преподавательская работа всегда была дистанционной: 60% отводимого на нее времени занимала внеаудиторная нагрузка (подготовка к занятиям, исследовательская деятельность, подбор материалов и т. п.). Поэтому определенная готовность к внезапному переходу в удаленный режим у преподавателей была. Тем не менее мало кто из них получил удовольствие от этой ситуации, большинство ощутило резкий выход из зоны комфорта. За возвращение обучения в офлайн-формате высказались 87% опрошенных. Наставников поддержали и 70% студентов. Примерно половина тех и других говорила о неудобстве проведения занятий онлайн.
Опрос проходил в апреле-мае, на пике самоизоляции, и в условиях высокого интереса к теме. С одной стороны, исследователи получили больше развернутых ответов с конструктивными идеями, чем ожидалось. Были даже предложения подключить к разговору неохваченных коллег. С другой, — многие из опрошенных дали негативную реакцию: они испытывали повышенную тревожность, переживая чувство катастрофы образования, и не были способны рационально размышлять о ситуации. Главный их страх вызывала вероятность ее продолжения и после самоизоляции. Не возникнет ли у чиновников соблазна продлить этот режим, ведь так дешевле, удобнее управлять системой? Не останется ли большинство университетов удаленными от студентов, а офлайн-обучение — эксклюзивом?
— Это позиция не против дистанционного формата, а против вероятного произвола, — пояснил руководитель исследования. По его словам, основное сражение между противниками перехода в дистант и его сторонниками идет по линии доверия к управленцам образования. Вдруг завтра появится очередная директива, которая поставит преподавателя в ситуацию такого дискомфорта, что он не сможет больше работать по профессии?
Как подчеркнул эксперт, зажатый в тиски преподаватель не может передать знания в оптимальном объеме, а при обязаловке и отсутствии вариативности способов этой передачи образование начнет рушиться независимо от формата. Поэтому альтернативы комбинированной форме обучения нет.
Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев тоже уверен в необходимости непосредственного контакта между преподавателями и студентами, а также в его влиянии на качество обучения.
— Некоторые вещи в образовании передаются «воздушно-капельным путем». И никак иначе, — образно подметил эксперт.
Он обратил внимание на то, что пандемия, как реагент, более ярко проявила уже идущие процессы, которые «были как бы под спудом»: образование консорциумов с участием сильных вузов, перераспределение глобальных образовательных рынков, экспансия ведущих университетов в разные регионы мира — со своим контентом, экспорт услуг и дистанционная учеба в зарубежных вузах. Развитие этих и других направлений должно ускориться за счет широкого применения онлайн-формата.
— Сложится более диверсифицированная система образовательной миграции. Человеку необязательно будет ехать за дипломом зарубежного университета в другую страну, — прогнозирует С.Зуев. И обязательно, по его словам, появятся программы, вариативно сочетающие оф- и онлайн-обучение.
Не подтвердили результаты опросов гипотезу о том, что сопротивление изменениям будут активнее оказывать те, у кого плохо с компьютерной грамотностью, нет опыта дистанционного преподавания или плохая интернет-связь. Куда более значимыми факторами оказались невозможность выделить в условиях жилища рабочее пространство и неумение выдерживать трудовой график под напором посягающего на него семейного окружения.
Как показали опросы, наиболее всего онлайн оказался удобен отнюдь не специалистам в сфере IT, не программистам, а военнослужащим, привычным к самоорганизации, и преподавателям сельскохозяйственных наук. Почему вторым, пока не ясно.
— Может быть, за этим скрыт некий глубинный артефакт, — предположил Д.Рогозин.
Исчезновение былой структуризации жизненного пространства, как считает С.Зуев, — один из факторов, повлиявших на повышение общей нагрузки (его почувствовало большинство преподавателей) и негативное отношение к переменам у студентов. Не каждый может легко взять на себя бремя ответственности за личное время, которым еще совсем недавно в большей степени распоряжался университет.
— По сути сейчас идет глобальный эксперимент по переходу в иной способ существования, и за ним следят антропологи, социологи, психологи, медики и другие специалисты, — сказал ректор Шанинки. Что же касается качественного образования, то, с точки зрения эксперта, ему ничего не грозит при любом способе трансляции. Люди, способные самостоятельно проектировать программы высокого уровня, уже делают это, выбирая нужное из глобальных ресурсов.
— Многие сторонники онлайн-обучения — это люди, включенные в различные международные контакты. Они инкорпорируют чужие курсы или их кусочки в свою программу, не считают собственный контент уникальным, не думают, что его следует ограничить и никому, кроме своих студентов, не показывать, — отметил Д.Рогозин. — Образование универсально. Это продукт, который не убывает: когда ты его кому-то отдаешь, он только прирастает.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев