Споры на фронтире

Как развивать российское инженерное образование?

На обжитой площадке Zoom, а фактически в виртуальных стенах Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, состоялась этапная конференция «Современная подготовка инженеров». Ректор вуза академик РАН Андрей Рудской пригласил участников на три коллоквиума в ее составе: форвардные инженерные задачи, технологии мышления современного инженера, а также содержание и дидактическая организация образовательных программ. Откликнулись более 160 представителей 30 университетов, в том числе 13 ректоров — тема задела за живое. О насыщенной повестке позаботились заранее. Идеологи конференции — проректор СПбПУ по перспективных проектам, лидер рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Боровков, директор Института общественных стратегий, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков и член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ Петр Щедровицкий — еще год назад приступили к ее формированию. Тогда о коронавирусе никто и не слышал, просто назрела потребность в инженерных кадрах нового поколения, призванных значительно ускорить научно-технологическое развитие страны в эпоху всеобщей цифровизации.
Открывая конференцию, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков оценил солидный уровень спикеров и возросшую актуальность заявленной проблематики. Действительно, на фоне охватившей мир пандемии споры вокруг образования, прежде всего его дистанционной компоненты и для гуманитариев, и особенно для технарей, разгорелись с новой силой. Не случайно министр попросил по результатам обсуждения подготовить и передать ему не резолюцию, а некое резюме — «сборку смыслов», чтобы понятнее было, куда и как нам двигаться дальше. Ближайший ориентир — запускаемая осенью программа стратегического академического лидерства, и конференция поможет правильно расставить в ней методологические акценты.
Подхватив это напутствие, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин (человек на научном форуме свой, многие годы возглавлявший статусные центры стратегических разработок) отметил, что конференции «без галстуков» (судя по картинке, этим атрибутом официоза пренебрегли почти все выступавшие), как правило, работают не на резолюции, а на общее понимание ситуации. А она состоит в том, что мы выпускаем инженера в стремительно меняющийся мир (первый же докладчик профессор прикладной математики Александр Горбань из Университета Лестера, Великобритания, добавил, явно имея в виду COVID-19, «непредсказуемо меняющийся»), с трансформацией производственных цепочек и социальных связей, с появлением новых бизнес-моделей. Для его разумного переустройства гибкость (just in case) становится предпочтительнее скорости и точности (just in time), длинные образовательные курсы (лонгриды) не выдерживают конкуренции с краткими (спринтами), отвечающими актуальным задачам экономики. Рабочее место инженера также радикально меняется благодаря новейшим технологиям — таковых уже шесть групп. По мнению В.Княгинина, чтобы их освоить, наряду с привычными инструментами высшей школы пригодятся наработки из арсенала WorldSkills.
Как раз для четкого понимания, где мы находимся и куда двигаться, надо постоянно следовать за фронтиром — перемещающейся во времени границей инженерного знания, утверждал профессор А.Горбань. Уметь увидеть и проанализировать тенденцию в момент зарождения, реагировать на слабые сигналы — предвестники больших перемен —  и обновлять список вызовов. Отстал от фронтира — провалился в зону «инженерного варварства». Этот тезис он раскрыл на примере развития нейроинформатики и вышедшей на фронтир проблемы разработки нейросетевых двойников (применительно к медицине — для каждого пациента). В числе его предложений — создание нормативной базы сетевого образования.
О типичной проблеме-вызове — прокладке Северного морского транзитного коридора — и ее решении с помощью полигона цифрового моделирования говорили директор по развитию ООО «Карго» Станислав Чуй и советник по цифровой экономике декана экономического факультета МГУ Елена Тищенко. О моделировании оригинальной технологии промышленного хранения электроэнергии, включая ее кадровый аспект, рассказал генеральный директор ООО «Энергозапас» Андрей Брызгалов. Не вдаваясь в технические подробности: если правильно выбрать «форвардную инженерную задачу», по терминологии П.Щедровицкого, она потянет за собой и перспективные технологии, и стартапы, и систему подготовки кадров.
Коли есть фронтирные рубежи знания, им должен отвечать фронтирный образовательный процесс. Его ключевыми характеристиками на конференции были названы меж-, мульти- и трансдисциплинарность; системный инжиниринг в его современной трактовке (Model Based System Engineering) и концепция жизненного цикла изделий, продуктов и технических систем; наукоемкие компьютерные технологии, платформенные решения —  цифровые платформы, экосистемы (образовательные, технологий и инноваций).
Скажем, тот, кто создает и обслуживает новую технику, должен думать и действовать системно, в связке с другими людьми, «коллективами» компьютеров, искусственным интеллектом, чтобы обеспечить целостность объекта, будь то газонокосилка или блок атомного реактора, и управление им на протяжении жизненного цикла. Будущего инженера нужно учить практико-ориентированному системному мышлению — на этом настаивали выступавшие в рамках второго коллоквиума научный руководитель Школы системного менеджмента Анатолий Левенчук и профессор кафедры радиоэлектроники и прикладной информатики НИУ МФТИ Вячеслав Кондратьев. Уже успешно учат на лекциях и в лабораториях, в том числе на платформе открытого образования Coursera (курс «Искусство системного инжиниринга и менеджмента 2.0» от МФТИ).
О любопытной коллизии поведал проректор Томского государственного университета по цифровой трансформации Олег Змеев. Программные инженеры, которых он готовил как преподаватель, перестали устраивать его как работодателя, руководителя IT-компании. В поисках соответствия вместе с партнерами вуза из Томского IT-кластера обратились к международному образовательному стандарту в области компьютерных наук, который фиксирует фронтирные задачи подготовки инженеров на данный момент и очерчивает области инженерного знания, с разбивкой на модули. В свою очередь модули разделены на темы, нацеленные на образовательный результат с оценкой трудоемкости его достижения. По этим лекалам в ТГУ разделили инженерные дисциплины на модули, учебные семестры — на четверти, а четверти нарезали на темы, и дела пошли на лад. При этом томичи, имея в активе результаты международного уровня, законопослушно вписываются и в государственный стандарт (ФГОС), в котором нет понятия «фронтир». Мир не стоит на месте, модель выпускника, заданная госстандартом, не должна оставаться константой конца ХХ века, заключил О.Змеев.
У модульного подхода много преимуществ: оперативный контроль за успеваемостью студентов, возможность перетряхнуть сложившийся набор дисциплин путем гибкой замены спринтами лонгридов, вовлечь в учебный процесс тех самых работодателей на удобной для них краткосрочной основе. Свежая струя необходима: профессорско-преподавательский состав вузов, увы, далеко не всегда поспевает за стремительным прогрессом технологий. Между тем критерий эффективности инженерных образовательных программ как исследовательских, так и опорных университетов —  способность ответить на актуальные запросы рынка, доводить идеи и теории до разработок, технологий, продуктов. И если вуз не на фронтире, на ФГОС нечего пенять. Конечно, он так или иначе предписывает структуру и содержание учебных планов, в то же время предоставляет значительную свободу по наполнению их дисциплинами. (К тому же ведущие вузы могут сами разрабатывать образовательные стандарты.) Сложности возникают при необходимости оперативно эти планы изменить в процессе обучения, что возможно лишь за счет введения элективных курсов. И этих сложностей должно быть меньше — на этом сошлись участники конференции, адресуясь к разработчикам ФГОС 4.0.
Еще один «смыслом» можно назвать необходимость более гибкого подхода к срокам обучения. В действующих стандартах эти сроки заданы, но стоило бы обсудить возможность снятия ограничений и для запуска упомянутых спринтов, и в целом для более гибкого формата обучения на инженера. Как сказал А.Волков, нередко возникающий вопрос о возврате к 5,5-летнему обучению несодержательный, это лишь длительность контракта между Минобрнауки и Минфином, а учить можно и 2, и 4, и 6, и 8 лет в зависимости от задачи. Так, в Институте передовых производственных технологий СПбПУ реализуются две модели: «4+2» — бакалавриат+магистратура — и более гибкая и современная «2+2+2» — с возможностью смены направления подготовки в рамках укрупненной группы специальностей и направлений (например, машиностроение). Безусловно, отмечали участники, модульный принцип применим ко всем направлениям инженерной подготовки, не связанным с фундаментальной наукоемкостью и мультидисциплинарностью.
Модульность возвела в принцип индустриально-ориентированных программ и. о. ректора Сахалинского государственного университета Мария Ганченкова. Она представила кейс, реализованный ею еще  в МИФИ с якорным индустриальным партнером инжиниринговым дивизионом госкорпорации «Росатом» «Атомстройэкспортом». Ныне Сахалинский университет и Политех в лице Института передовых производственных технологий подписали соглашение о сотрудничестве и создании сетевых образовательных программ. Сначала политехники из ИППТ и Центра НТИ СПбПУ подключатся к подготовке специалистов по актуальным для коллег модулям, а затем уже в рамках совместной и тоже модульной сетевой магистерской программы. В данном случае на примере Сахалина это — вариант решения задачи децентрализации инженерного образования, о которой говорил ректор Политеха А.Рудской.
В завершающей части конференции А.Боровков поделился опытом подготовки специалистов по разработке и применению цифровых двойников высокотехнологичных изделий и объектов. Он обрисовал портрет экосистемы со многими индустриальными партнерами, взаимодействующими на базе универсальной цифровой платформы. Это был еще и веский ответ «цифроскептикам», поскольку возглавляемый им Центр компьютерного инжиниринга встроен в технологические цепочки российских и зарубежных корпораций (магистранты обретают суперкомпетенции в ходе командной работы по их заказам) и не снизил своей продуктивности в период пандемии. Более того, Центр НТИ СПбПУ выполнил инициативную трансдисциплинарную разработку —  прогнозную модель развития коронавирусной инфекции в регионах страны.
В задачу автора этих заметок отнюдь не входит полная «сборка смыслов» отчетной конференции — это миссия ее устроителей. Хотелось бы отметить внимание министерства к «мыслящему ядру» научно-университетского сообщества. Эти люди внушают доверие еще и потому, что рассматривают построение инженерных траекторий как форвардную задачу-вызов, — поистине профессиональный подход. Обнадеживает и намерение продолжить серию подобных конференций на фронтире дискуссий о будущем инженерного образования. Две из них, как объявил В.Княгинин, с участием НИУ ИТМО и Электротехнического университета «ЛЭТИ», состоятся до конца этого года. При этом худшим вариантом, как сказал вице-губернатор Санкт-Петербурга, было бы ждать возвращения ситуации на круги своя.

Аркадий СОСНОВ 

Нет комментариев