Среда каждый день

Как ускорить развитие магистратуры

В уходящем году в рамках проекта «Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения» состоялась апробация подхода к оценке развития магистратуры в российских вузах. Результаты исследования, проведенного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) по заказу Благотворительного фонда Владимира Потанина, были недавно представлены представителям университетов и СМИ на экспертном семинаре в ТАСС.
Исследование проходило на базе 32 вузов — участников Стипендиальной программы Фонда Потанина. «Программа реализуется уже много лет, это один из немногих инструментов, которые поддерживают систему развития магистратуры в российских университетах, — подчеркнула исполнительный директор НПФК Ирина Аржанова (на снимке — в центре). Почему параллельно фонд финансирует исследовательские проекты, связанные со второй ступенью высшего образования, объяснила его генеральный директор Оксана Орачева. «Поддержка конкретных людей всегда касается системных изменений, ведь все студенты и преподаватели работают внутри определенного пространства, — заметила она. — Один из главных вопросов: чему учить? То, чему мы учим студентов сегодня, может не соответствовать потребностям завтрашнего дня. И такая неопределенность будет только возрастать. Отсюда и возникает необходимость исследования среды. В этом плане магистратура, гибкая и нацеленная на изменения, объединяющая традиционные и суперсовременные темы, — очень показательный пример. Магистратура тесно связана с рынком труда, и это превращает ее в инструмент, позволяющий эффективно работать со страхом неопределенности. Мы хотим, чтобы решения о развитии магистерских программ имели доказательную базу. Проведенное исследование как раз и позволяет эту базу сформировать».
И.Аржанова добавила, что исследование среды необходимо для обеспечения устойчивости результатов поддержки: «вклад в создание новой магистерской программы не всегда гарантирует ее востребованность — этот продукт зависит не только от его создателя, но и от того, какие в университете созданы условия для того, чтобы программа реализовывалась и была эффективной».
Исполнительный директор НПФК подчеркнула, что «магистратура сегодня — одна из знаковых, имиджевых характеристик университета, необходимая для позиционирования вуза и в национальном, и в международном пространстве, это одна из точек роста, позволяющая вузу развиваться». Все крупные программы Минобрнауки — Проект 5-100, проекты создания национальных исследовательских, федеральных, региональных опорных университетов — предполагают развитие магистратуры. «Да, везде она имеет свои особенности, — отметила И.Аржанова. — Где-то в большей степени это инструмент международной конкурентоспособности, где-то — индустриальная магистратура, ориентированная на конкретные предприятия, заказывающие программы, где-то — исследовательская, в партнерстве с академическими институтами. То, что не зависит от профиля магистратуры, — институциональная среда, которую, как показало наше исследование, университет создает или не создает. Она определяет, принесет ли новая магистерская программа комплексный и устойчивый результат или останется разовым удачным опытом».
Итоги исследования представила эксперт НПФК, генеральный директор Агентства мониторинга и оценки регионального развития «Терра Курс» Ольга Перфильева. Она отметила, что в рамках проекта изучались механизмы, работающие на развитие магистратуры нового типа, в том числе на уровне информационной поддержки. Исследователи анализировали, как выстраивается взаимодействие вузов при разработке новых программ с разными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), в том числе и с зарубежными партнерами, ведь сегодня во многих новых магистерских программах присутствует международная составляющая.
В результате была разработана новая система оценки институциональной среды для развития магистратуры. Ее предложено оценивать по четырем блокам показателей: внутреннее развитие, международный компонент, кадровый потенциал, партнерство. Все они отражают определенное состояние среды разных университетов, позволяют сравнить ее в вузах разного масштаба, находящихся в различных региональных и социально-экономических условиях. Кроме того, результатом исследования стало создание модели управления магистратурой на основе данных.
— Сегодня про магистратуру очень мало говорится, собираются достаточно формальные данные. Мы предлагаем вам создать свой инструмент, позволяющий сформировать базу данных, на основе которой можно формализовать процесс развития магистратуры внутри вуза, отслеживать, что происходит, — обратилась О.Перфильева к представителям вузов. — Разработанная модель может быть использована как для внутреннего мониторинга, так и для федеральных проектов целой страты университетов.
Исследование, по словам эксперта, подтвердило, что потенциал магистратуры как института, способного повлиять на дальнейшее развитие вуза, до конца не раскрыт. Доля новых магистерских программ пока не очень высока (по отношению к общему количеству предложений по образовательной тематике). Но в ближайшие пять лет стоит ожидать всплеска развития магистратуры, причем в партнерстве с определенными стейкхолдерами.
— Наш анализ показал, что партнерство — ключевой фактор, который способен привести в движение модель поддержки магистратуры, — подчеркнула эксперт. — Причем вузам мы бы рекомендовали обратить внимание на международный потенциал этой ступени высшего образования.
Еще один вывод исследователей: университетам стоит выделить в отдельное направление академический маркетинг. Сегодня «упаковкой» и продвижением новых магистерских программ как продуктов редко где занимаются профессионально.
Говоря об инструментах поддержки развития магистратуры, И.Перфильева заметила, что вузы, делающие это направление приоритетным, выбирают разные подходы: финансовые инструменты, стимулы поощрения нематериального характера… Однако, по замечанию эксперта, когда вуз выделяет определенные средства, например, организует грантовые конкурсы для преподавателей, разрабатывающих новые программы, то и все остальные механизмы модели начинают взаимодействовать между собой более эффективно.
— Что же касается внешних грантодателей, к сожалению, их не так много и, наверное, недостаточно, чтобы запустить массовое развитие новых программ магистратуры, — подчеркнула И.Перфильева, заметив, что такой инструмент, как Стипендиальная программа Фонда Потанина, играет существенную роль в жизни университетов.
Подробно с результатами исследования можно познакомиться на сайте: http://novayamagistratura.ntf.ru.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев