Свет не во вред

Разработан способ защиты зрения от лазерного излучения

С развитием лазерных технологий в медицине и промышленном производстве возникла проблема: при использовании импульсного лазерного излучения возникает большой риск поражения глаз. Ассистент кафедры оптики и спектроскопии Воронежского государственного университета (ВГУ) Андрей Звягин создал эффективный механизм, позволяющий защитить зрение. Благодаря реализации проекта под названием «Разработка низкопороговых ограничителей оптической мощности видимого диапазона на основе гибридных ассоциатов коллоидных квантовых точек и молекул красителей» можно будет производить недорогие оптические покрытия, которые эффективно ограничат вредное для глаз импульсное лазерное излучение.
— Эта разработка — переход на новый уровень использования лазерных технологий, — отметил ученый. — Мы намерены создать для предприятий и производств, использующих импульсные лазеры, «умные» материалы, позволяющие управлять интенсивностью лазерного излучения.
Инновационность предложенного подхода заключается в разработке оригинальных материалов с уникальными гибридными свойствами за счет сочетания неорганических и органических структур. Для снижения рисков повреждения приемников оптического излучения предлагается создать тонкие пленки, в составе которых будут гибридные ассоциаты коллоидных квантовых точек и молекул органических красителей. Эти химические материалы уже хорошо зарекомендовали себя в качестве ограничителей оптической мощности. Оптические детали с нанесенным инновационным покрытием можно будет использовать в схемах установок, не меняя рабочих параметров, а также наносить на очковые линзы, сохраняя цветовое восприятие. При достижении определенной мощности лазерного излучения наноматериал в зависимости от оптического отклика может поглощать или рассеивать пучок лучей, тем самым ограничивая мощность излучения.
— Сегодня для защиты органов зрения и приемников излучения используются очки со специальными светофильтрами, активные поляризационные светофильтры и электрооптические затворы. Все эти устройства имеют существенные недостатки, — объяснил ученый. — Очки на линейных светофильтрах не могут защищать глаза при интенсивностях порядка 107 ­Вт/см2, очки с активными светофильтрами срабатывают не сразу и требуют дополнительных источников питания, электрооптическим затворам нужны высокое напряжение и система обратной связи. Разработанный нами пассивный ограничитель оптической мощности не требует источников дополнительного питания и систем обратной связи, так как эффект ограничения будет основан на взаимодействии излучения с действующим веществом.
Готовый продукт предполагается внедрить на предприятиях обрабатывающей промышленности (гравировка и маркировка металлов, поверхностная закалка, обработка сверхпрочных материалов), а также в медицинских учреждениях для диагностики и хирургии (офтальмологической, онкологической, стоматологической), в наукоградах и инновационных центрах.

Пресс-служба ВГУ