Танец страха

Загадочные австралийские наскальные рисунки могут отражать панику людей из-за повышения уровня моря. Об этом рассказали Sciencemag.org; Science News.

Нарисованные темной охрой изящные фигурки людей, которые представлялись танцующими, были обнаружены на стенах пещеры в северо-западном районе Австралии Кимберли в 1891 году скотоводом Джозефом Брэдшоу (Joseph Bradshaw). Манера изображения не была похожа ни на один из известных стилей наскальной живописи, и все это время не угасал интерес археологов к этим рисункам. Фигурки назвали гвионами, а тонкую технику их изображения — стилем рисунков Брэдшоу, или стилем гвион. Сейчас ученым удалось определить точный возраст этой живописи радиоуглеродным методом по кусочкам собственно угля, сохранившегося в окаменелых осиных гнездах, возле которых есть такие рисунки, сообщает Sciencemag.org. Определить возраст наскальных изображений в Юго-Восточной Азии, Австралии и где бы то ни было довольно сложно. Геолог Дэмиен Финч (Damien Finch) из австралийского Университета Мельбурна (University of Melbourne) с коллегами датировали 24 сделанных из глиняной массы осиных гнезда, которые были расположены над или под 21 рисунком в стиле гвион, которые находятся в 14 местах, с образцами изобразительного искусства австралийских аборигенов. Кроме фигурок людей среди них есть изображения бумерангов и копий. Возраст большинства гнезд указал на то, что фигурки-гвионы были нарисованы около 12 000 лет назад, то есть на тысячи лет позже, чем предполагалось ранее. Лишь одно из гнезд, частично перекрывающее рисунок, показало минимум 17 000 лет назад. Прежнюю датировку проводили методом оптически стимулированной люминесценции, которая измеряет, когда присутствующие в образцах тех же гнезд частицы кварца подвергались воздействию солнечного света в последний раз. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Science Advances.
По мнению эксперта издания Science News австралийского археолога Джун Росс (June Ross) из Университета Новой Англии (University of New England) в Армидейле, при надежном датировании стиль гвион может пролить свет на культуру и общественную жизнь аборигенов. Как отмечает Sciencemag.org, время создания фигурок-гвион совпадает с быстрым завершением ледникового периода, когда повышение уровня моря подтопляло север Австралии и площадь суши в районе Кимберли сократилась вдвое. Возможно, фигурки, которые представлялись танцующими, — это люди, взявшиеся за руки и сообща спасающиеся от высокой воды.