Учиться на ученого

Главной целью аспиранта должна стать диссертация

Комитет по образованию и науки Госдумы поддержал перед первым чтением (оно намечено на начало февраля) проект федерального закона №860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Правительство РФ представило его депутатам в декабре прошлого года. Продуктивное участие в разработке законопроекта приняла Российская академия наук. Комментируя итоги первого рассмотрения предлагаемых поправок, вице-президент РАН Алексей Хохлов отметил:
— Данный проект закона учитывает все предложения по совершенствованию аспирантуры в РФ, которые Президиум РАН сформулировал в своем постановлении №179 от 27 ноября 2018 года. Напомню ключевое положение этого документа. «Аспирантура как уровень образования должна основываться на научной работе, а образовательная составляющая программ — существовать в том объеме и тех формах, которые способствуют успешной исследовательской деятельности аспиранта, ведущей к защите диссертации».
Представляя депутатам законопроект, заместитель министра науки и высшего образования Марина Лукашевич подчеркнула, что научное сообщество давно обеспокоено вопросом «смещения акцента на формальную оценку соответствия аспирантских программ требованиям ФГОС» и он неоднократно поднимался на разных площадках. Количество защит кандидатских диссертаций по итогам обучения в аспирантуре, по ее данным, снизилось по сравнению с 2011 годом на 77%. Такой показатель отнюдь не обещает достижения результата, обозначенного в нацпроекте «Наука», — роста доли защитившихся выпускников до 40% к 2024 году. Сейчас этот показатель составляет 12%.
— Одним из основных нормативных актов, которые мы считаем важными для реализации данного проекта, станет постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения о подготовке научно-педагогических кадров. Там будет оговорена и процедура обучения в рамках нормативного срока аспирантуры в соответствии с ФГОС, и сопровождение аспиранта после выпуска до защиты диссертации, — сообщила замминистра. Что принципиально изменит принятие поправок? Программы подготовки в аспирантуре теперь будут основываться на федеральных государственных требованиях, утвержденных Минобрнауки. Для программ, которые реализуются сегодня в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), аккредитация отменяется (она была введена в 2011 году), а прием на эти программы закончится 1 сентября 2021 года. Аттестацию выпускников предполагается проводить «в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия установленным Правительством РФ критериям», то есть подразумевается, что итоговый научный доклад, который сегодня готовят даже те, кто собирается защищаться, теперь не нужно будет представлять по завершении обучения. Предусмотрена и возможность защиты диссертации до окончания учебного процесса.
М.Лукашевич коснулась ряда вопросов, возникших у экспертов в ходе предварительного обсуждения законопроекта. Речь, в частности, зашла об изменении модели финансирования аспирантуры (в проекте закона оно не оговаривается). Замминистра напомнила, что сегодня его обеспечивают механизм контрольных цифр приема и гранты, выделяемые Российским фондом фундаментальных исследований в рамках проекта «Аспирант». Рассматривается и вариант максимального использования целевого приема в аспирантуру, который гарантирует и итоговую защиту диссертации, и последующее трудоустройство специалиста.
— Хотелось бы эти модели апробировать, посмотреть, как они в целом будут работать, — сказала М.Лукашевич. На вопрос первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина о том, остается ли аспирантура образовательной ступенью, она ответила утвердительно:
— Мы стараемся максимально показать, что аспирантура — это особый уровень высшего образования с набором особенностей.
Регулирование деятельности этого уровня будет по-прежнему закреплено в статье 72 ФЗ «Об образовании», определяющей формы образовательно-научной интеграции, но с рядом поправок, включая названные выше.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев