В космических глубинах

Следы Тунгусского метеорита нашли на дне сибирского озера

Еще в 1970 году сотрудник Комитета по метеоритам АН СССР Игорь Зоткин опубликовал в журнале «Природа» статью, где классифицировал 77 имеющихся на тот момент гипотез происхождения Тунгусского метеорита (или Тунгусского космического тела — ТКТ, как принято называть его сейчас). Падение в 1908 году в Восточной Сибири этого феноменального объекта оставило заметный след не только в тайге близ реки Подкаменная Тунгуска, но и в литературе — вспомним хотя бы роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Прошли годы, но все предположения о природе Тунгусского метеорита остаются только гипотезами — вещество, из которого состояло ТКТ, так и не было найдено в заметных объемах. Например, NASA предполагает, что объект состоял преимущественно изо льда, часть астрономов разделяет эту версию, другие считают ТКТ каменным астероидом, разрушившимся после пролета в атмосфере. К счастью, новые методы исследования дают надежду найти ключ к старой загадке — выявить и датировать микрочастицы внеземного происхождения, объясняющие состав Тунгусского космического тела.
В 2013 году были опубликованы результаты исследований группы американских, немецких и украинских ученых: в образцах, собранных в 1978 году украинским геологом Николаем Ковалых в районе Подкаменной Тунгуски, найдены минералы, характерные для алмазосодержащих метеоритов. Но вскоре после этого австралийские специалисты обратили внимание, что торф, откуда извлечены образцы, не был датирован 1908 годом, следовательно, найденные камни могли попасть на Землю и не во время знаменитого взрыва.
Сибирские ученые подошли к делу более скрупулезно: в недавних исследованиях была показана возможность целенаправленного поиска микрочастиц внеземного происхождения с помощью синхротронного излучения в датированных методом радиоуглеродного анализа донных отложениях озера Заповедное. В слоях, отнесенных к 1908-1910 годам, присутствуют индикаторные микроэлементы, показывающие наличие «космических веществ».
Собственно говоря, элементный анализ донных отложений был начат в Сибирском отделении РАН еще в 1990-х годах с целью исследования изменений климата. Сначала на источнике синхротронного излучения Института ядерной физики СО РАН был проанализирован керн донных осадков озера Байкал — элементный анализ позволил ученым 20 сибирских институтов в рамках масштабного интеграционного проекта проследить изменения климата за 30 миллионов лет (время существования Байкала). Затем более детальную климатическую картину создали, изучив донные отложения Телецкого озера. Новый проект «Анализ устойчивости биоразнообразия на территории Государственного природного заповедника «Тунгусский» направлен на создание прогнозов будущих климатических изменений на территории России.
— Для научно обоснованного предсказания изменений важно знать циклические закономерности изменений температуры и влажности, которые не зависят от деятельности человека, — поясняет ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, доктор биологических наук Денис Рогозин. — Эти циклы можно выявить только с помощью реконструкции палеоклимата, то есть «расшифровки» палеоархивов. Такими архивами являются озерные отложения. Реконструкции климата сделаны по разным регионам Сибири, но озеро Заповедное находится в центре огромной территории, почти совсем не изученной с этой точки зрения. Реконструкция климата по данному озеру позволит заполнить более равномерно климатическую карту прошлого Сибири.
Попутно ученые Института геологии и минералогии, Института ядерной физики, Института биофизики СО РАН и ГПЗ «Тунгусский» решили изучить с помощью рентенофлуоресцентного анализа (сканирующий микро-РФА-СИ) образцы донных отложений озера на предмет наличия веществ космического происхождения.
— Данное озеро, хоть и находится за пределами территории, пострадавшей в 1908 году, представляет большой интерес. Оно глубокое, и илистые отложения, накопившиеся в нем, не перемешиваются, а оседают и хранят информацию прошлых лет. Среди этой информации — история и непрерывных климатических изменений, и катастрофических событий. Весенне-осенние сточные воды и сама река Лакура принесли в это озеро следы Тунгусской катастрофы, так как событие сопровождалось масштабными пожарами, выбросом в атмосферу частиц материи как земного, так и космического происхождения, — комментирует заместитель директора по научной работе ГПЗ «Тунгусский», кандидат биологических наук Артур Мейдус.
Эксперименты по изучению донных отложений методом РФА с использованием синхротронного излучения проходили на станции «Локальный и сканирующий рентгенофлуоресцентный элементный анализ» Центра коллективного пользования «Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения» (ЦКП «СЦСТИ») ИЯФ СО РАН. Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) — неразрушающий метод изучения элементного состава. РФА с возбуждением синхротронным излучением позволяет исследовать содержание элементов с относительными концентрациями от единиц процентов до миллионных долей в конкретных геологических образцах. В керне озера ученые выявили слой, датируемый 1908-1910 годами, и обнаружили там вкрапления частиц размером менее 10 микрон, схожих по составу с внеземными веществами.
— Согласно современным предположениям взрыв ТКТ произошел на высоте около 8-10 километров. Волна в эпицентре, идущая вертикально вниз, просто обрезала ветки деревьев, оставив нетронутыми стволы, затем распространялась горизонтально и положила лес на территории в две тысячи квадратных километров, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории литогеодинамики осадочных бассейнов ИГМ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Дарьин. — Деревья вывернуло с корнем, и уже весной следующего года произошел смыв терригенного вещества в озера, где оно и осело толстым слоем. В пробах донных отложений озера Заповедное мы обнаружили четко выраженный светлый слой, состав которого (повышенное содержание калия, титана, рубидия, иттрия и циркония) позволяет связать его с последствиями взрыва ТКТ. Критерии поиска, то есть набор элементов, которые являются индикаторными, мы определили в более ранних работах с образцами Челябинского и Сихотэ-Алинского метеоритов. Следующий шаг предполагает поиск микрочастиц необычного элементного состава с использованием синхротронного излучения. Теперь мы знаем, где их искать: если вещество внеземного происхождения есть на изучаемой территории, то оно будет сконцентрировано внутри слоя 1908-1910 годов.
На дне озер ищут и итальянские ученые: группа геологов из Болонского университета выдвинула предположение, что кратером Тунгусского метеорита может быть озеро Чеко, расположенное всего в 8 километрах на северо-запад от общеизвестного эпицентра взрыва. Все данные — пробное глубинное бурение, стратиграфическая модель дна озера, возраст прилегающих деревьев — указывают на то, что озеру Чеко немногим более сотни лет, что согласуется с гипотезой его образования в ходе падения небесного тела.

Ольга Колесова