В ногу с нобелиатами

Молодежь Физтеха учится у лучших

Проект международной конкурентоспособности вузов, он же Проект 5-100, близок к финишу: в 2020 году будут подведены его итоги. Формальным показателем успешности университетов группы 5-100 считается их продвижение в международных рейтингах. Но главный итог — даже не в завоеванных позициях, а в тех изменениях, которые произошли в университете, и в открывшихся перспективах дальнейшего роста, уверен Виталий БАГАН, проректор по научной работе и программам развития Московского физико-технического института (МФТИ).

— Проект 5-100, в рамках которого МФТИ работает с конца 2013 года, дал университету возможность получать средства и вкладывать их в то, что мы считаем перспективным, — создание и развитие научных лабораторий, — рассказывает В.Баган. — Это стратегическое решение имело несколько ключевых особенностей. Во-первых, новые лаборатории должны были стать площадками для роста научной молодежи. И сегодня 27 лабораторий МФТИ возглавляют кандидаты наук до 39 лет — те самые молодые кадры в науке, о которых сейчас так много говорится в контексте национальной политики. Например, Максим Никитин заведует лабораторией нанобиотехнологий МФТИ, в прошлом году получил премию Президента РФ для молодых ученых, а также вошел в состав Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Он остался в России благодаря тому, что ему доверили лабораторию на Физтехе. Довольно рискованный шаг, учитывая возраст Максима на тот момент — 27 лет. Но он уже был автором первой за семь лет публикации с только российским соавторством в одном из журналов Nature. Сегодня в возглавляемой им лаборатории уже больше 30 сотрудников, довольно высокая публикационная активность. В частности, в прошлом году вышла статья в Chemical Reviews — четвертом в мире журнале по импакт-фактору. Есть гранты РНФ и РФФИ.
Во-вторых, было признано приоритетом взаимодействие новых лабораторий с базовыми кафедрами Физтеха. Так решаются сразу две задачи: расширяется экспериментальная база, и студенты, которые проходят через такие лаборатории, потом более подготовленными приходят на базовые кафедры. Среди партнеров МФТИ сейчас более ста организаций: это и институты РАН, и ведущие промышленные предприятия, и новые IT-компании. Каждая лаборатория МФТИ имеет тесную связь с одной или несколькими из них. Тематика исследований позволяет кооперироваться с научными группами, работающими в этих организациях. Такого системного подхода мы придерживаемся с самого начала программы и до нынешнего момента.
За последние пять лет было создано более 50 лабораторий. И теперь все лаборатории МФТИ — и новые, и возникшие в ходе выполнения других программ — сгруппированы по шести основным тематикам, а также условно делятся на поисковые и прикладные. Первые предполагают, что внедрение разработанных технологий и принципов начнется на горизонте пяти-десяти лет, вторые — через три-пять лет.


— По каким направлениям сейчас идут поисковые исследования?
— Появился очень сильный кластер лабораторий в области двумерных материалов и графена. Он взаимодействует с лабораторией нашего выпускника, нобелевского лауреата Константина Новоселова (Манчестер). Кстати, там сейчас стажируются пять человек, и, когда они вернутся, это будут уникальные специалисты! Ведь они получили опыт работы с нобелевским лауреатом непосредственно в его группе. Работают ученые этого кластера и с Андреем Геймом: в прошлом году вышла совместная публикация, в которой примерно половина авторов — наши, из трех лабораторий МФТИ.
Второе направление поисковых исследований — квантовые технологии. Его лидер Олег Астафьев — также выпускник МФТИ, один из крупных специалистов в этой области — сейчас переезжает в Россию из Великобритании. Именно в Центре коллективного пользования МФТИ был получен первый в России основной элемент будущих квантовых компьютеров, сверхпроводящий кубит, а сейчас уже идет работа над многокубитными схемами. На развитие этой тематики получен грант Фонда перспективных исследований.
Мощный задел удалось сформировать и по третьему направлению поисковых исследований — в биомедицине и генетике. Это и лаборатория нанобиотехнологий Максима Никитина, о которой я уже упоминал, и лаборатория геномной инженерии под руководством Павла Волчкова: он работал в Гарварде, нам удалось убедить его вернуться на родину. Отдельного внимания заслуживает Центр исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний, созданный на базе шести лабораторий МФТИ, три из которых запущены в рамках Проекта 5-100. Там очень много молодых и мотивированных сотрудников, за плечами которых стажировки в исследовательском центре Юлих (Германия). Лабораторию структурной биологии рецепторов, сопряженных с G-белком, возглавил Вадим Черезов, соавтор Брайана Кобилки, получившего Нобелевскую премию за исследование рецепторов, сопряженных с G-белками, в 2012 году. Вадим Черезов не попал в число нобелиатов, но у него много ключевых публикаций в этой области и самая первая — в соавторстве с нобелиатом.
— А как развиваются в МФТИ прикладные исследования?
— Тут тоже три приоритета. Первый — искусственный интеллект. Началось все с Проекта 5-100, а сейчас МФТИ стал центром по этому направлению в рамках Научно-технологической инициативы. Один из крупных проектов — разработка разговорного искусственного интеллекта для Сбербанка — выполняется под руководством молодого ученого Михаила Бурцева. Два года назад его группа была одной из 25 команд в мире и единственной в России, получившей грант «Фейсбука», а в начале июня этого года они, также единственные в стране, вошли в список 10 финалистов конкурса Amazon Alexa Prize Socialbot Grand Challenge. То есть результаты работы наших ученых конкурентоспособны на мировом уровне.
Широкий спектр задач решается в рамках арктического направления, в самых разных областях науки — это радиотехника и связь, медицина, навигация, энергетика в Арктическом регионе… Третье направление, традиционно сильное на Физтехе, — аэрокосмические технологии.
— Какое влияние в целом Проект 5-100 оказал на университет?
— МФТИ, конечно, сильно изменился. Пришло большое количество молодежи — мотивированной, получившей возможность реализовать масштабные научные проекты со своей командой или даже возглавить лабораторию. В зависимости от того, насколько человек готов к самостоятельным исследованиям, дается разная степень автономности научной группы.
Каждый год проводим конкурс на создание новых лабораторий, три раза в год — конкурс по привлечению специалистов из-за рубежа. За время реализации программы на позиции постдоков в МФТИ вернулись более 50 человек. Конечно же, у большинства вернувшихся корни в Советском Союзе — в России, на Украине, в Белоруссии… Это люди, получившие практический опыт в ведущих университетах мира: в Оксфорде, MIT, École Polytechnique… У нас, кстати, нет возрастной дискриминации, что отражено и в названии этого конкурса: «для высококвалифицированных специалистов с опытом работы за рубежом». То есть в нем могут участвовать не только молодые, но и уже состоявшиеся ученые. Например, один из переехавших к нам из Кореи специалистов имеет индекс Хирша свыше 30. У него тоже русские корни, и ему под 50.
— А как же жилищный вопрос?
— При поддержке министерства Физтех построил три современных многоэтажных общежития квартирного типа. Предоставляем человеку квартиру в шаговой доступности от университета, но на определенных условиях: он должен заниматься наукой и преподавать.
— Если вернуться к формальным показателям… Как все же в результате выполнения программы развития МФТИ продвинулся в международных рейтингах?
— До старта Проекта 5-100 ни в какие международные рейтинги мы данных не подавали. Понимая, что наши выпускники очень востребованы в мире, мы не хотели излишней рекламы, поскольку не могли создать им конкурентные условия здесь. Благодаря проекту мы перестали бояться конкуренции.
Сейчас в рейтинге Times (THE) МФТИ занимает место в группе 251-300 — это второй результат в общем рейтинге вузов РФ после МГУ. По физике мы входим в то п-50 — и в THE, и в QS. Физтех — один из очень немногих вузов в России, попавших в топ-500 всех трех основных международных рейтингов университетов: Шанхайского, QS и THE. Это показывает, что мы не просто подстроились к разным методологиям, а провели системную работу и движемся вперед, не взлетая и падая ракетой, а стабильно продвигаясь шаг за шагом, не теряя темпа. Не концентрируемся на самих позициях, но проводим изменения, чтобы эти позиции росли во всех рейтингах.
И что важно, у МФТИ особенный прогресс отмечается именно по тем направлениям, которые мы выбрали для себя приоритетными. Например, THE в прошлом году опубликовал рейтинг по Life Science, и Физтех впервые был в нем оценен достаточно высоко, группа 201-250 — это вторая позиция в России после МГУ. Значит, решение создать лаборатории по совершенно новой для МФТИ тематике привело уже к видимому на международном уровне результату. Повысилась узнаваемость бренда МФТИ. По IT-направлению мы в рейтинге THE находимся на пороге сотни — 101-125. По инженерным наукам мы в большинстве профильных рейтингов на позициях топ-200-топ-300. Это стабильное продвижение, и оно, я уверен, продолжится.
— На последнем заседании Ассоциации ведущих вузов Андрей Волков, заместитель председателя Совета Проекта 5-100, заявил, сославшись на мнение совета, что ресурсы роста для вузов 5-100 почти исчерпаны и при существующем уровне финансирования они вряд ли смогут с такой же скоростью продвигаться дальше. Вы согласны?
— МФТИ рассчитывает не только на тот ресурс, который дается по Проекту 5-100. Мы намерены за счет него нарастить мощности в университете и получить дополнительное финансирование из других программ, а также от партнеров. Исследования искусственного интеллекта в таком масштабе, как сейчас на Физтехе, не могли бы проводиться только за счет средств Проекта 5-100. Под эту тематику на данный момент у нас есть грант НТИ-РВК, конкретные заказы промышленных партнеров, среди которых Сбербанк, РЖД и многие другие. Если говорить в целом, тот задел, который мы создали в рамках Проекта 5-100, и оборудование, закупленное в рамках программы НИУ, помогли кратно увеличить объем научных исследований в МФТИ. В прошлом году был получен рекордный для нас результат: на проведение НИОКР в университет было привлечено 3,8 миллиарда рублей. В 2012 году — 1,2 миллиарда. То есть за время реализации программы объем привлеченных средств вырос более чем в три раза. Физтех сейчас получает очень много запросов на исследования из разных регионов.
— Какой вам представляется дальнейшая траектория развития МФТИ?
— Основная задача — усиление новых направлений, выход в прикладные области, движение наших разработок в реальную жизнь. Это не значит, что мы откажемся от фундаментальных исследований. Физтех всегда был силен подготовкой специалистов, соединяющих фундаментальные знания и умение ставить эксперимент. Сейчас обсуждается несколько вариантов новой программы развития, о конкретных деталях говорить пока рано. Замечу только, что мы не боимся браться за непрофильные для МФТИ области исследований. Всего 11 лет назад для Физтеха таким было IT-направление. На новый факультет пришли «Яндекс», 1С, ABBY… Тогда это воспринималось как вызов: сможем ли мы готовить специалистов по цифровым технологиям? Сегодня такого вопроса нет. В рейтинге зарплат выпускников разных вузов по IT-специальностям, который проводится порталом SuperJob, МФТИ лидирует уже пять лет.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев