Поиск - новости науки и техники

В ответе за ответственных

Вуз нужен, если там учат менять мир к лучшему

В Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) обучаются порядка 17 тысяч студентов, а получившие его диплом в подавляющем большинстве работают по специальности. То есть выпускников устраивают профессии, которым их обучают в вузе, ориентированном на нужды экономики своего региона и России в целом. Традиционно обучение связано с получением финансовых, управленческих, экономических компетенций. Но университету уже полвека. За это время все изменилось: страна, ее экономика, производительные силы и производственные отношения. Вузу, чтобы соответствовать вызовам времени, тоже постоянно приходится меняться. Что для этого делает коллектив? Об этом «Поиску» рассказал ректор УрГЭУ, доктор экономических наук, профессор Яков СИЛИН:

– Кроме обучения юриспруденции, менеджменту, финансам, региональной и муниципальной экономике, торговому делу и гостиничному бизнесу в вузе преподают государственное и муниципальное управление, а последние годы особой популярностью стали пользоваться дисциплины, связанные с информационными технологиями. Сейчас каждое предприятие старается уберечь свои коммерческие секреты и преимущества от конкурентов, и подготовка по таким специальностям, как «Информационная безопасность» и «Защита информации», пользуется особым спросом. Преподают у нас люди компетентные, каждый третий – практик, знающий проблемы на собственном опыте. В основном это специалисты из крупных компаний Урала.
– Вам удается поддерживать с этими фирмами партнерские отношения или вы приглашаете людей, трудившихся там раньше?
– Работодатели сегодня очень требовательны к кадрам – крупным промышленным компаниям, предприятиям среднего и малого бизнеса, органам власти, банковской сфере нужны современные знания. Молодежь их впитывает быстрее, легче встраивается во все процессы. Представители компаний проявляют интерес к хорошо подготовленным выпускникам, к тем, у кого гибкий ум, свежая память, творческие амбиции. За время учебы мы должны дать будущему специалисту максимум знаний, применив которые, он сумеет найти себе достойное место в жизни и профессии, получить достойный доход, что позволит ему создать семью и вырастить детей.
Поэтому я – давний сторонник практико-ориентированного обучения, то есть крепких связей с действующими фирмами и производствами: 50% учебного времени должны проходить не в стенах университета, а на реальных рабочих местах. В первую очередь это касается студентов очных бакалавриата и магистратуры. Им на деле надо вникнуть в производственные и управленческие процессы, научиться применять теорию на практике. К сожалению, система высшего образования пока не способствует этому, поэтому я благодарен руководителям реального сектора экономики, которые активно предоставляют нам свои площадки и дают возможность проходить там практику, участвуют в координации программ обучения, их оценке, корректировке, принимают государственные экзамены. Уровень трудоустройства – очень серьезный показатель. Более 85% наших выпускников работают по специальности.
Мы, со своей стороны, учитываем при обучении задачи, стоящие перед нашими постоянными партнерами, например, НПО автоматики, оптико-механическим заводом, заводом полимерных материалов, Уральской горно-металлургической компанией, ЕВРАЗ НТМК, Трубной металлургической компанией, «Уралвагонзаводом», группой компаний PRО и многими другими.
– А каковы при этом тенденции развития IT-направлений в ­УрГЭУ?
– Цифровизация образования позволяет, находясь в любой точке мира, получать знания, используя онлайн-технологии обучения. Цифровая экономика – это производство продукции. Формирование системы управления технологическими процессами, программами обучения уже сегодня в значительной степени происходит с применением искусственного интеллекта. Кого-то это пугает. Говорят, что искусственный интеллект вытеснит человека, но мы в силах этого не допустить. Например, на машиностроительном заводе им. М.Калинина сосредоточены высокие технологии. Кто контролирует экономику этого предприятия, формирует, оценивает затраты? Кто оптимально выстраивает производство с учетом расходных материалов, кто начисляет заработную плату? Для этого нужны экономисты, понимающие и инженерно-технические, и IT-процессы. Современный специалист должен обладать универсальными знаниями. Поэтому университет первые два года обучения дает студентам общую экономическую подготовку и только потом предлагает выбор специализации. Что будет через пять лет, какие технологии войдут в нашу жизнь? Наверняка претерпят принципиальные изменения многие направления обучения. Университеты будут чаще пользоваться возможностями онлайн-подготовки, в частности, качественными курсами лекций других вузов. Педагоги, которые сегодня не проявляют научную и профориентационную активность, потеряют работу. Мы в коллективе это постоянно обсуждаем, стараемся не упускать из виду.
– Чего вашему вузу сегодня больше всего не хватает для развития?
– Университету необходимо расширять площади, построить хотя бы одно здание современного студенческого общежития и новый современный учебно-лабораторный корпус. Желающих учиться много, но нам негде их разместить, не хватает аудиторий для обучения, поэтому занятия длятся до 22:00. У нас учатся более 650 студентов из 50 стран мира. Их количество растет.
– Говорят, вашей международной популярности способствует Евразийский экономический форум молодежи, который УрГЭУ провел уже добрый десяток раз?
– Наверняка. Х Евразийский экономический форум молодежи собрал этой весной рекордное количество участников из 72 стран мира и 70 регионов России. Безусловно, масштаб этого яркого мероприятия помогает расширять возможности университета. Его участниками стали более 3,5 тысячи человек, в основном молодых, в том числе даже школьники. Мы убеждены, что современные экономические знания нужны в первую очередь им. Как ни печально это осознавать людям в возрасте, но мир и будущее принадлежат молодым: им определять, как дальше жить и работать, за все отвечать. На каждый форум университет предлагает ребятам, желающим найти себя в сфере экономики и финансов, конкурсы по актуальным проблемам современности. Тема этого года – «Россия – Азия – Африка – Латинская Америка: экономика взаимного доверия». Конкурсные проекты помогают участникам проявить себя, продемонстрировать знания и, получив оценку опытных экспертов, возможно, скорректировать свое мнение по интересующему вопросу, понять, на что еще требуется обратить внимание при обучении. На последнем ЕЭФМ были представлены почти три тысячи конкурсных работ, которые анализировали свыше 460 экспертов из разных стран мира. Благодаря форуму многие люди, уже работающие, увидели перспективу своего развития и пришли к нам учиться в магистратуру и аспирантуру. Каждый год это несколько десятков человек из числа участников форума. Позиционирование вуза на международной арене через этот форум также дает высокий результат, свидетельствует об уровне зрелости университета, силе педагогического коллектива и его авторитете.
И еще один плюс форума: поскольку университет готовит в основном будущих руководителей в сфере экономики, на первом месте должно быть воспитание, в связке с которым происходит обучение. Форум расширяет границы культуры наших студентов, выводит их на уровень международного сотрудничества, приучает к деловой дисциплине со студенческих лет. Тот, кто рано ощутил себя одним из участников «большой» экономики, учится и думать, и поступать ответственно. Ответственность за свои поступки нам и надо привить следующему поколению. Идущие за нами должны быть сильнее!

Галина САФАРОВА

Нет комментариев