Восток — дело емкое

В Эрмитаже читают и почитают академика Бориса Пиотровского

По традиции 14 февраля в Государственном Эрмитаже прошли Чтения памяти академика Бориса Пиотровского, более четверти века возглавлявшего музей. Это особая конференция: темы докладов отражают широту научных интересов выдающегося археолога и востоковеда и одновременно энциклопедичность эрмитажных исследований. Не стали исключением и нынешние чтения, которые открыл сын и преемник Б.Пиотровского на директорском посту, востоковед, историк, культуролог академик РАН Михаил Пиотровский. Для начала по горячим следам он разъяснил суть поправки, которую вместе с актером Александром Калягиным и пианистом Денисом Мацуевым предлагает внести в Конституцию РФ. А именно — закрепить в ней положение о том, что культура является уникальным наследием многонационального народа и охраняется государством. По словам М.Пиотровского, это позволит принимать правильные законы в сфере культуры, по-новому строить музейное дело, на принципах горизонтального управления, открытости и защищенности, как он сказал, «недосягаемости», что исключительно важно для такого музея мирового значения, как Эрмитаж.
А дальше — один доклад интереснее другого. Директор историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» (Ереван) Микаэл Бадалян сообщил о проектах развития исторического поселения Кармир-Блур, где с 1939 года проводил раскопки Б.Пиотровский. Ценой больших усилий удалось защитить, облагородить этот холм с останками города-крепости, превратив его в настоящий древневосточный памятник. Закончил свое выступление гость из Армении эмоциональной благодарностью Б.Пиотровскому, «учителю наших учителей». Научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Анна Новикова представила исследование бронзовых жертвенных пластин (с причудливыми изображениями животных), найденных на территории, где располагалось древнее государство Урарту, — цель многих экспедиций Пиотровского-старшего. Людмила Давыдова из отдела античного мира увлекательно рассказала о статуе Музы с греческого острова Анафи. В свое время Эрмитаж выиграл борьбу за эту красавицу у французских конкурентов. Генеральный директор музея, не ограничившись ролью ведущего, поведал о Мадаин-Салих, комплексе археологических объектов на северо-западе Саудовской Аравии.
Опять же по традиции в этот день открылись выставки. На одной были представлены древности из экспозиции армянского музея «Тапан» (Москва). На другой, с говорящим названием «Сокровище персидской принцессы, — китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани — образцы керамического искусства Ирана и Китая. И, наконец, уже вечером в Эрмитажном театре состоялось представление книги М.Пиотровского «Эрмитаж. Выбор директора». В рамках этой международной серии руководители крупнейших музеев рассказывают об экспонатах, занимающих, на их взгляд, особое место во вверенной им коллекции. Автор книги говорил, как и писал, не о своих вкусах — о своем видении музея. Ему дружелюбно оппонировал яркий художник-новатор Анатолий Белкин. Б.Пиотровский был бы, безусловно, доволен тем, как прошел этот долгий насыщенный день в его любимом Эрмитаже.

Сергей АРКАДЬЕВ

Нет комментариев