«Воздерживаться от всякого насилия»

О предыстории Второй мировой войны рассказывают документы

Вторая мировая война продолжалась ровно шесть лет — с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945-го — и завершилась капитуляцией Японии. В гигантский котел попало 61 государство — более 80% населения планеты. В сражениях участвовали свыше 110 миллионов человек. Военные действия развернулись на территории 40 государств, на морях и океанах. Потери — колоссальные: погибли более 55 миллионов человек — население немалой страны. Больше всего пострадал СССР — около 27 миллионов, включая мирное население. Германия потеряла 13,5 миллиона, США — 400 тысяч, Великобритания — 370 тысяч.
К 80-летию трагической даты приурочена историко-документальная экспозиция «1939 год. Начало Второй мировой войны», открывшаяся в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. Организаторы мероприятия: Федеральное архивное агентство, Российский государственный военный архив (РГВА), Историко-документальный департамент МИД РФ и Российское историческое общество. Около 300 экспонатов рассказывают о событиях, произошедших в течение всего шести месяцев: с 15 марта по 23 сентября 1939 года. Повествуют о масштабах и глубине предвоенного кризиса: многоходовых переговорах и их закулисье, подробно разбирают последние 10 мирных дней (с 21-го по 31 августа) и первые недели войны (с 1-го по 23 сентября). По просьбе «Поиска» выставку представляет ее куратор, сотрудник РГВА, кандидат исторических наук Валерий АРЦЫБАШЕВ.
— Почему экспозиция охватывает такой короткий период — всего полгода?
— Зато сколько событий — важных и трагических — произошло за это время! Казалось бы, Европа после Мюнхена вздохнула с облегчением — западные лидеры вернулись в свои столицы с обнадеживающей вестью: войны не будет. Хотя ради того, чтобы умерить агрессивные аппетиты Гитлера, пожертвовали Чехословакией. А на самом деле только развязали ему руки. Начинается экспозиция с приказа Верховного главнокомандования вермахта «Об оккупации Чехии» от 15 марта 1939 года. В тот день немцы вступили на чешские земли, образовав из них протекторат Богемии и Моравии. (Судеты они присоединили еще в октябре 1938 года.) А накануне по указке из Берлина провозгласила независимость Словакия. Ее лидеры попросили германское руководство взять страну под защиту рейха. Так, в марте 1939 года Германия разорвала мюнхенские договоренности, вышла за пределы своих этнических границ и захватила территории со славянским населением.
— И как реагировал Запад?
— Достаточно вяло. Сторонники «умиротворения» Германии сделали вид, что чехословацкое государство прекратило существование после провозглашения независимости Словакии, а не в результате германской агрессии. Советский Союз, напротив, выступил с решительным осуждением действий Гитлера. В экспозиции представлена нота наркома иностранных дел СССР М.Литвинова послу Германии в Москве Ф.Шуленбургу о невозможности признания советским правительством включения Чехии в состав рейха. А Германия тем временем уже задумывалась над следующими агрессивными шагами. Берлин наметил три направления экспансии на Восток: через Румынию, Польшу и страны Прибалтики. 22 марта под угрозой применения силы Германия потребовала от Литвы передать ей стратегически важный порт Клайпеду (Мемель). И в ультимативной форме предложила Польше согласиться на передачу вольного города Данциг в состав рейха и на строительство железной дороги и автострады, которые бы соединили Восточную Пруссию с основной германской территорией. Но поляки отклонили германские предложения, и отношения между двумя странами резко обострились. «Масла в огонь» подлил британский премьер-министр Н.Чемберлен: 31 марта неожиданно для всех он предоставил Польше гарантии независимости. Очень эффектный ход, однако по существу он носил лишь декларативный характер. Более того, по мнению английского военного историка Б.Г.Лиддел Гарта, британские гарантии — верный способ ускорить начало мировой войны. С одной стороны, они сделали польских руководителей еще менее склонными согласиться на какие-либо уступки Гитлеру, с другой, — поставили фюрера в такое положение, которое не позволяло ему отступать без ущерба для собственного престижа. И уже в апреле Гитлер приказал начать подготовку к нападению на Польшу.
Напряженная международная обстановка вынудила Великобританию и Францию вступить в переговоры с Советским Союзом с целью создания широкой антигитлеровской коалиции. Вместе с тем, свидетельствуют представленные на выставке документы, западные державы не хотели заключать равноправный военно-политический союз с СССР. Поэтому переговоры всячески затягивались. В то же время дипломаты ведущих европейских стран развили активную деятельность, демонстрируя исключительную маневренность. Великобритания, скажем, через доверенных лиц вела переговоры с Германией, чтобы заключить пакт о ненападении и разграничить сферы политических интересов в Европе и мире. Документы об этом также есть на выставке. По сути, Чемберлен предлагал Гитлеру «новый Мюнхен», только теперь за счет Польши. Англичанам не было никакого смысла форсировать переговоры с СССР. А немцы вели свою игру — добивались изоляции Польши, чтобы, начнись война, никто за эту страну не вступился.
— А что же СССР?
— Советский Союз вел переговоры с Великобританией и Францией, так как действительно хотел создать антигитлеровскую коалицию. И только в конце июля из-за англо-французского саботажа тройственных переговоров Кремль допустил возможность компромисса с Германией. Когда же англо-франко-советские переговоры окончательно зашли в тупик, Германия выразила готовность пойти на серьезные политические уступки СССР взамен на его обещание не вмешиваться в конфликт с Польшей. Руководство нашей страны вынуждено было согласиться на германское предложение и заключить договор о ненападении. Это решение диктовалось интересами безопасности СССР.


21 августа Гитлер направил Сталину телеграмму с просьбой принять в Москве министра иностранных дел Германии И.Риббентропа. Сталин ответил согласием, и 23-го Риббентроп прилетел в Москву. В ночь с 23-го на 24 августа были подписаны советско-германский договор о ненападении и секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР. Советский Союз сохранял нейтралитет и не обязан был воевать ни на стороне Германии, ни на стороне западных держав, а самое главное, четко определил границы продвижения вермахта на Восток. Интересная деталь: подписанный в Москве договор внес серьезные осложнения в отношения Германии и Японии.

— А она-то тут при чем?
— В 1936 году Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт, направленный против СССР. Поэтому японцы расценили подписание советско-германского договора о ненападении как недружественный акт со стороны Третьего рейха. Это привело к тому, что Япония не пожелала брать пример с Германии, когда последняя напала на Советский Союз в 1941 году.
Впервые представленные оригиналы советско-германского договора о ненападении и секретного дополнительного протокола — «гвоздь» нашей экспозиции. В договоре есть такие строки: «Обе договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга…». В секретном дополнительном протоколе указано: «Нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе».
В последние дни августа 1939 года Великобритания предприняла отчаянные попытки договориться с Германией, однако Гитлер уже не хотел слышать о каком-либо компромиссном решении «польской проблемы». 1 сентября германские войска вторглись на территорию Польши. Поводом для начала военных действий послужило якобы нападение польских военнослужащих на немецкую радиостанцию, так называемый «Глейвицкий инцидент». 3 сентября Великобритания и Франция, чтобы сохранить лицо, вынуждены были объявить войну Германии, однако реальной помощи Польше так и не оказали. Германская авиация бомбила польские города, армия наступала, и к 16 сентября польские Вооруженные силы фактически перестали существовать. (Кстати, в Польше немцы использовали в том числе и чешскую боевую технику, качественно превосходившую немецкую.) Потерявшее контроль над страной польское правительство бежало в Румынию и было интернировано. Затем в Париже было образовано правительство в изгнании, позднее переехавшее в Лондон. Во время польской кампании Германия потеряла 10,6 тысячи убитыми и 30,3 тысячи ранеными. Польша — 66,3 тысячи убитыми и почти 134 тысячи ранеными.
Сталин свое отношение к начавшейся Второй мировой войне высказал 7 сентября в беседе с Г.Димитровым, генеральным секретарем исполкома Коминтерна: «Война идет между двумя группами капиталистических стран… за передел мира, за господство над миром! Мы не прочь, чтобы они подрались хорошенько и ослабили друг друга. Неплохо, если руками Германии было [бы] расшатано положение богатейших капиталистических стран (в особенности Англии). Гитлер, сам этого не понимая и не желая, расшатывает, подрывает капиталистическую систему».
Выставка «1939 год. Начало Второй мировой войны» работает до 10 ноября.

Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев