Выбить пробки!

Математики обещают избавить трассы от заторов

Ученые Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Крылатов и Виктор Захаров предложили бороться с пробками с помощью математических алгоритмов. Результаты исследований двух профессоров кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ говорят: улучшить транспортную ситуацию в большом городе помогут сбалансированное изменение инфраструктуры и единая навигационная система. Монографию математиков выпустило международное издательство Springer.
Упорядочить движение автомобилей ученые пытаются еще с конца 1950-х годов, когда теория транспортных потоков превратилась в самостоятельный раздел прикладной математики. «В России задача организации дорожного движения исторически лежит на плечах транспортных инженеров. При этом они в большей степени специализируются на решениях, связанных с конструктивными изменениями отдельных участков сети, и не обладают компетенциями в области системного увеличения ее пропускной способности», — рассказывает А.Крылатов.
В монографии, написанной питерскими учеными, представлены новые математические подходы к оптимизации трафика, а также возможные способы их реализации. Принципы, которыми они предлагают руководствоваться, еще в 1952 году сформулировал английский математик и транспортный аналитик Джон Глен Вардроп. Первый из них — принцип равновесия. Созданные на его основе модели базируются на том, что в основе любых изменений транспортных потоков должно лежать эгоистическое поведение автовладельцев. Второй принцип — системный оптимум Вардропа — утверждает, что существует возможность директивного управления всеми транспортными средствами.
Однако авторы монографии делают упор именно на первый принцип. Они считают, что на поведение водителей можно повлиять опосредованно, изменяя дорожную инфраструктуру: расширяя или сужая трассы, ликвидируя парковки. Спрогнозировать, как благодаря этому изменится трафик на каждом локальном участке сети, позволяют новые математические модели.
Питерские ученые отмечают, что большое влияние на управление транспортными потоками оказывают навигационные системы водителей. По их мнению, нужно, чтобы все водители использовали одну и ту же систему и получали информацию о целесообразных маршрутах из единого центра. Иначе изменения будут локальными, проблема решена не будет.
Одним из способов применения математических моделей может быть разработка на их основе цифровых двойников транспортных систем. Эти симуляции, реализованные в виде компьютерных программ, станут полезным инструментом в руках транспортных инженеров.

Пресс-служба СПбГУ

Нет комментариев