Загадки Тейи

Ученые усомнились в модели ударного формирования Луны. Об этом сообщает Space.com.

Модель ударного формирования Луны, или гипотеза гигантского столкновения, предполагает, что Луна возникла в результате соударения молодой Земли с объектом, размер которого сопоставим с Марсом. Этот гипотетический объект назвали Тейя в честь матери Луны из греческой мифологии. Земля образовалась около 4,5 миллиарда  лет назад, и, как следует из прежних исследований и подсчетов, вскоре после этого возникла Луна. Гипотезой гигантского столкновения можно объяснить много деталей, в частности, размер Луны относительно Земли и скорость вращения обоих тел.
Но в последние десятилетия появляется все больше альтернативных идей происхождения нашего природного спутника. Компьютерные модели ударного формирования Луны предсказывают, что от 70 до 90% Луны должно составлять вещество Тейи. Проблема в том, что большая часть тел в Солнечной системе имеет уникальный химический состав, так же должно быть с Землей, Тейей и, следовательно, Луной. Однако образцы лунного грунта, доставленные миссиями «Аполлон», говорят о том, что состав Луны такой же, как у Земли, во всяком случае по изотопам химических элементов он куда более сходный, чем могут предсказать модели. Это не вполне укладывается в сценарий ударного формирования Луны.
Один из вариантов, при котором такое возможно, — почти полная изначальная идентичность Протоземли и Тейи по изотопам кислорода, что представляется маловероятным.
Другой вариант предполагает, что изотопы кислорода Протоземли и Тейи после столкновения полностью перемешались. Так могло произойти, если столкновение было настолько мощным, что вызвало испарение значительной части ранней Земли — с образованием в результате Луны. Но, по мнению ученых, этот и подобные сценарии требуют особых (маловероятных)  условий столкновения.
В новом исследовании, результаты которого публикует Nature Geoscience, ученые из Университета Нью-Мексико (University of New Mexico) провели новые высокоточные измерения уровней изотопов кислорода в имеющихся образцах лунного грунта разного типа и установили наличие небольших, но постоянных различий в кислородном изотопном составе в зависимости от разновидности лунного грунта.
По мнению авторов публикации, это означает, что прежние исследования, рассматривающие усредненные данные по изотопам, пренебрегали различиями в типах грунта, а это могло давать неточную сравнительную картину состава Земли и Луны. Авторы предполагают, что гигантское столкновение между Протоземлей и Тейей действительно могло привести к перемешиванию вещества двух тел, а потому образовавшаяся Луна и Земля имеют различные составы, хотя и очень схожие, пишет Space.com.