В НИТУ «МИСиС» придумали, как доставлять лекарство к опухоли

06.11.2019

Впервые о возможности адресной доставки лекарств еще в конце XIX в. говорил немецкий бактериолог Пауль Эрлих (1854–1915). Избирательно действующий препарат или «транспорт» для него сегодня ищут многие ученые. Специалисты лаборатории «Биомедицинские наноматериалы» НИТУ «МИСиС» исследовали механизм адресной доставки лекарств в злокачественные опухоли с помощью липосом — искусственно созданных жировых пузырьков. Молекулярные биологи наблюдали за доставкой препарата в ткани здоровых мышей и в различные виды опухолей: рак молочной железы, рак предстательной железы, меланому. Наблюдения были проведены с помощью интравитального микроскопа, который позволяет изучать процессы непосредственно в живом организме.

«Первый вывод, который мы получили в результате исследования – в живых тканях происходит два типа проникновения липосом из сосудов в ткани.  Микроутечка – это небольшое изолированное скопление липосом вокруг сосуда. Такой процесс  бесполезен для терапии опухолей, так как не позволяет препарату достичь опухолевых клеток. Более того, микроутечки обнаружены в здоровых тканях, что объясняет токсичность лекарств на основе липосом, использующихся в современной клинике», — рассказывает автор работы, научный сотрудник лаборатории Виктор Науменко.

Второй, наиболее интересный результат наблюдения – утечкам в ткани опухоли способствует нейтрофил — разновидность лейкоцита, иммунной клетки организма. Когда нейтрофил выходит из сосуда, вместе с ним, через «приоткрывающуюся дверь» в сосудистой стенке, в опухоль успевают проникнуть липосомы. Согласно результатам, полученным научным коллективом, нейтрофилы повышают эффективность проникновения липосом в опухоль на 30%.

Это открытие дает четкую закономерность: нейтрофилы повышают проницаемость сосудов опухоли для адресной доставки липосомальных препаратов, а значит, и увеличивают шансы на излечение. Причем происходит это только в случае макроутечки, которая представляет собой крупное диффузное «облако» липосом, проникающее глубоко в опухоль, обеспечивая тем самым целевую доставку лекарства.

«Разграничение двух типов утечек имеет важное значение для понимания механизма того, как работают лекарства на основе липосом. Наши результаты свидетельствуют о том, что микроутечки не только не способствуют доставке препаратов к опухолевым клеткам, но и ответственны за его нежелательное накопление в здоровых тканях. Лечебный эффект достигается за счет макроутечек, и нейтрофилы способны помочь его усилить», – подчеркнул Виктор Науменко.