4-месячная Лунная миссия «SIRIUS-2019» завершена

Шестеро участников проекта по имитации полёта на Луну в замкнутом пространстве «вернулись» на Землю. Журналисты и родственники встречали их сегодня в экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН в Москве, где они и провели все 119 суток. В отличие от прошлой экспедиции, которая длилась 17 суток, состав команды в этот раз был смешанным: трое женщин и трое мужчин, в том числе из США. Командир экипажа, космонавт, дважды побывавший на МКС, Герой России Евгений Тарелкин отчитался: задание выполнено, все находятся в здравии.

По сценарию, экипаж должен был отправиться к спутнику Земли, отработав некоторые технические задачи на орбите и её поверхности. Здесь моделировались практически все условия космического полёта, за исключением микрогравитации и радиации. (Более подробно вы можете узнать об этой программе в наших ранних публикациях, например здесь). Наблюдатели же — эксперты NASA и ИМБП РАН — следили за физиологическими и психологическими реакциями людей в непростых условиях, то и дело устраивая им «нештатные» ситуации. Самым тяжёлым для всех была депривация сна —  это тест на работоспособность экипажа, его настроение и самочувствие при отсутствии сна в течение 36 часов.

«Поиск» поинтересовался у каждого из членов экипажа, с какими лично трудностями он столкнулся. В своём прошлом интервью перед самым запуском эксперимента командир Евгений Тарелкин немного переживал за не привычный ему женский состав (интервью можно посмотреть здесь), но и с этой задачей, как он считает, спустя 4 месяца справился.

Гендерное различие — одно из новых условий проведения миссии. Психологам, в первую очередь, было важно понять, как меняется работоспособность, конфликтная обстановка и в целом атмосфера внутри коллектива в замкнутом пространстве за столь продолжительное время. И судя по первым впечатлениям, женщины оказали благоприятное воздействие на мужчин.

Партнёрами программы «SIRIUS» являются специалисты не только из России, но и США, Германии, Франции, Италии и др. Сам проект организован совместно с NASA HRP. В ближайшее время результаты исследования будут обработаны, но уже сейчас понятно, идея проекта гораздо шире, чем практическое применение в космонавтике.

Как известно, это уже далеко не первый подобный эксперимент: в прошлом были проведены программы «MARS 500» в России, а также «MARS 160» в США и Канаде. Кстати, Анастасия Степанова участвовала в них дважды. (Более подробный материал «Поиска» здесь).

Следующий этап проекта по изоляции «SIRIUS» — запуск «SIRIUS-20»: он продлится уже не 4, а 8 месяцев в следующем году.