Ах, эти грустные глаза. Особый собачий взгляд мог выработаться в ходе эволюции в результате искусственного отбора по этому признаку

28.06.19

У собак есть взгляд, хорошо знакомый их владельцам: питомец смотрит на вас, не отрываясь и широко раскрыв глаза, и человеку трудно удержаться, чтобы в ответ не погладить животное или не побаловать его любимым лакомством.

В исследовании, результаты которого публикуют Proceedings of the National Academy of Sciences, при изучении анатомии фациальных мышц у собак обнаружились особенности, которые могли сформировать специфическое выражение собачьей морды за тысячи лет эволюции.

Эволюционные физиологи из Портсмутского университета (University of Portsmouth) в Англии проанатомировали останки четырех волков и шести собак, уделив особое внимание мордам животных, и выявили два разительных отличия. Мышца, поднимающая внутренний угол глаза (levator anguli oculi medialis), следовательно, и брови, сильно развита у всех собак, но едва заметна у волков.

И у всех собак, кроме сибирских хаски (это древнейшая порода), сильно развита сократительная мышца внешнего угла глаза (retractor anguli oculi lateralis), которая способна расширять глаза, подтягивая веки к ушам. У волков эта мышца, как правило, отсутствует. Действуя вместе, эти две мыщцы позволяют собакам делать большие грустные, трогающие душу человека глаза. Исследователи просили посторонних людей подходить к клеткам с приютскими собаками и прирученными волками, и собаки смотрели на этих людей тем самым взглядом в среднем в пять раз чаще и более интенсивно, чем волки. Этот особый собачий взгляд получил научное название «лицевое движение AU101». AU — это Action Unit, единица действия, или двигательная единица, которая входит в принятую систему кодирования лицевых движений (Facial Action Coding System).

Авторы исследования предполагают, что в начале эволюции собак люди предпочитали уделять внимание и заботу тем особям, у которых был такой взгляд, возможно, потому, что он напоминает круглые детские глаза. У таких собак могло быть больше щенков, и таким образом мышцы, благодаря которым получались преданные собачьи глаза, распространялись в популяции. По сей день в приютах для собак с большей вероятностью дом обретают те из них, кто умеют смотреть на человека большими грустными глазами. Портсмутские исследователи намерены продолжить изучение фациальных мышц собак — с вовлечением большего количества пород, чтобы посмотреть на возможные корреляции поведения и развитости тех или иных мышц.