Антиоксиданты вместо антибиотиков. Новая методика лечения новорожденных

17.06.19

Иммунная система новорожденных часто оказывается неспособной бороться с патогенными микроорганизмами. В результате так называемые «госпитальные» инфекции порой перерастают в столь опасное состояние, как сепсис. Сейчас применение антибиотиков остаётся единственным эффективным подходом в борьбе с инфекциями. Однако всё большее число штаммов бактерий становится к ним устойчиво. Российские учёные под руководством сотрудников МГУ имени М.В. Ломоносова считают митохондриально-адресованный антиоксидант SkQR1 перспективным в борьбе с бактериальными инфекциями и их последствиями. Результаты работы опубликованы в научном журнале Antioxidants.

В своём исследовании они моделировали сепсис у новорожденных крысят с помощью инъекции липополисахарида клеточной стенки бактерий. Такая операция приводила к повреждениям тубулярных клеток почки. Самые серьезные разрушения выявлены в митохондриях. Удар по ним приводит к высвобождению активных форм кислорода — токсичных соединений, образующихся в биохимическом цикле окисления органики. Их выброс приводит к окислительному стрессу.

Как происходит повреждение митохондрий. Источник: Егор Плотников/МГУ

«Введение антиоксиданта за 3 часа до индукции сепсиса защитило почки от повреждения (количество NGAL и Kim-1 в моче снизилось практически до нормы), хотя в почечных канальцах все еще наблюдались отдельные клетки с патологически измененными митохондриями. Мы делаем вывод, что, хотя SkQR1 не смог абсолютно предотвратить нарушение структуры митохондрий, все-таки его антиоксидантные свойства помогли почке новорожденных сохранить свои функции. Это выражалось также и в том, что гибель животных от сепсиса в группе получавших SkQR1 была значительно ниже, чем у группы получавших только липополисахариды», — объясняет первый автор исследования, ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ Егор Плотников.

Митохондриально-адресованный антиоксидант SkQR1 был разработан в МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством академика Владимира Скулачёва. Ранее учёные доказали, что это соединение обладает свойствами антибиотика, замедляет старение растений и способствует заживлению ран при диабете.