Опасны ли эксперименты с эмбрионами? Комментарий ученого

30.07.19

Японский ученый Хиромицу Накаучи впервые получил государственную поддержку для создания эмбрионов животных, содержащих человеческие клетки, и их пересадки суррогатным животным. Запрет на подобные эксперименты в стране  отменили в начале 2019 года. Ранее Япония запрещала эксперименты с эмбрионами животных, содержащих клетки человека, которые длились больше двух недель.

Это правило в ряде стран ввели еще в 1980-е годы, но оно сохранило актуальность даже после появления новых медицинских технологий. Недавно биологи предложили сдвинуть границу до 28 дней, поскольку «правило 14 дней» не позволяет в полной мере исследовать процессы онтогенеза.

Насколько рискованны подобные эксперименты, и смогут ли японские ученые вырастить животных доноров для выращивания человеческих органов? С таким вопросом  «Поиск» обратился к Сергею Киселеву, руководителю лаборатории клеточных технологий Института стволовых клеток человека. Он считает, что биологической опасности в таких опытах нет, а препятствие представляет этическая сторона вопроса.

«Если клетки человека, которые будут введены в крысиную бластоцисту (ранняя стадия развития эмбриона — прим.ред), примут участие и в формировании мозга крысы, эта крыса станет человеком, и у ученых не поднимется рука, чтобы ее потом  обезглавить. Вот это единственная, надуманная опасность», — объясняет Сергей Киселев.

В то же время российский ученый сомневается, что Хиромицу Накаучи в ближайшее время сможет вырастить органы человека в организме животных.

«На ранних этапах развития эмбриона клетки встраиваются, но смогут ли клетки человека и дальше существовать в этом организме, это еще не известно. Я лично сомневаюсь, по очень простым причинам. Скорости жизнедеятельности организма крысы принципиально отличаются от скорости жизнедеятельности, обмена веществ, человека. Ведь крыса живет 1-3 года, а человек несколько десятков лет. Заложенные часы совершенно другие.  Эта разница в «тикании» приведет в возникновении несинхронного развития. Если мы на ранней стадии в бластоцисту в клетке, в которой удален ген, ответственный за развитие поджелудочной железы, вводим клетки, пусть и другого вида, но которые содержат нормальную копию гена, они могут давать вклад в развитие поджелудочной железы. Но поджелудочная железа — это не только бета- либо альфа-клетки, это еще сосуды и сложная стромальная ткань. Она вся будет в этом органе крысиная, и не заменится на клетки человека. Поэтому в реальности этот орган не будет пригоден для трансплантации», — рассказывает  профессор.

По мнению Сергея Киселева организм крысы в этой технологии можно использовать как биореактор для выращивания клеток, но не органов человека.