Черная дыра в центре Млечного пути внезапно «проснулась»

В центре Млечного Пути есть необычайно крупная черная дыра. Она находится на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли, а весит примерно в четыре миллиона раз больше Солнца. Астрономы называет ее Sgr A*, и вокруг нее располагаются несколько десятков звезд и крупных облаков газа. Периодически они приближались к черной дыре. Ученые надеялись, что в тот момент им удастся зафиксировать либо столкновение с дырой, либо поглощение ею какого-то из объектов. Но до сих пор этого не происходило. Во всяком случае, так казалось.

К слову, причина пристального интереса ученых в том, что Sgr A*, в отличие от многих других сверхмассивных черных дыр, находится в «спячке» и не проявляет особых признаков активности. Поглощение звезды или облака газа, как надеялись исследователи, должно было пробудить ее и дать им первую возможность детально изучить структуру выбросов черной дыры и то, как она поглощает материю.

И вот в мае этого года ученые, работающие с телескопом Кека на горе Мауна Кеа (Гавайские острова), зафиксировали мощную вспышку в окрестностях Sgr A* в центре Галактики. Яркость на некоторое время повышалась в 75 раз.

«Сейчас у нас есть две гипотезы. С одной стороны, Sgr A* могла вырвать и поглотить часть материи звезды S0-2, сблизившейся с ней в мае прошлого года. С другой, мы не исключаем того, что в этот момент дыру достигла часть облака газа G2, которое подошло к ней на опасное расстояние пять лет назад», — заявил Тун До (Tuan Do), астроном из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Источник: Twitter Tuan Do

Сила свечения продолжала расти по конец мая, но о нынешних изменениях в поведении черной дыры сведений нет. Причина простая и вполне земная. Вот уже два с лишним месяца ученые не могут попасть в помещение с телескопом — дорога к нему перекрыта. Так религиозные активисты протестуют против строительства 30-метрового мегателескопа ТМТ на вершине «священной горы».

Но, кажется, властям удалось договориться с активистами — те обещали разблокировать дорогу. Астрономам важно быстро восстановить работу телескопа Кека, так как всего несколько недель осталось до того, как Sgr A* скроется за «горизонтом». Тогда возможности наблюдать за «пробуждением» черной дыры уже не будет до начала следующего года.