Четырехдневная рабочая неделя. Все зависит от технологического прогресса

11.06.19

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предположил, что в будущем общество перейдет на четырехдневную рабочую неделю. Это заявление он сделал, выступая на 108-й сессии Международной организации труда.

«Технологический прогресс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени, к расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее — за четырехдневной рабочей неделей как новой основой социально-трудового контракта» — сказал премьер

В качестве положительного примера Дмитрий Медведев напомнил историю про Генри Форда. Американский предприниматель сто лет назад сократил на своих предприятиях рабочую неделю с 48 до 40 часов, что привело к увеличению производительности труда.

Хотя непонятно, зачем заглядывать так далеко. Сегодня, например, в Голландии работают всего 29 часов в неделю, в Дании и Норвегии — 33. Немцы, которых все считают трудоголиками, на самом деле трудятся всего 35 часов в неделю. То же самое в Швейцарии, Ирландии, Франции, Бельгии. В Швеции, Италии, Израиле принято вкалывать не больше 36 часов, а за сверхурочные сотрудникам доплачивают. Но если они регулярно задерживаются на работе, работодателя могут и оштрафовать за неправильную организацию труда. Свыше 40 часов работают рабочие двух самых мощных экономик мира — в США и Китае. Хотя больше всего «пашут» — в Японии и Южной Корее. Там принято работать по 50-55 часов в неделю. Выходные редкость. Неудивительно, что именно в Японии и появился термин «кароси» — внезапная смерть на рабочем месте от переутомления.

Кстати, 4-х дневная неделя «весьма значительно» снижает уровень стресса, справедливо заметил премьер. По его словам, постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью и хроническим стрессом, а это влечет за собой снижение производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях. Дмитрий Медведев напомнил собравшимся, что две недели назад на Всемирной ассамблее здравоохранения синдром эмоционального выгорания был официально признан болезнью. Когда же Россия все-таки сократит либо рабочий день, либо рабочую неделю — этот вопрос пока остается без ответа.

Андрей Горбачев

Нет комментариев