Два новых минерала обнаружили в камчатском вулкане

17.05.2020

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета открыли  два новых минерала — арсмирандит и леманнит — во время изучение горных пород камчатского вулкана Плоский Толбачик, сообщается на сайте вуза. Выяснилось, что они возникают из вулканических газов. Ранее считалось, что схожие по структуре и составу минералы можно получить лишь в лабораторных условиях. Открытие поможет в разработке методик синтеза новых материалов, а также в изучении переноса металлов в геологических системах.

Арсмирандит и леманнит состоят из полиоксометаллатов, соединений содержащие наноразмерные кластеры, образованные атомами металла и кислорода. Рост их кристаллов происходили непосредственно из вулканических газов. Поднявшись на поверхность из глубин земли, эти газы встретились с атмосферой и пониженными температурами, в результате чего и произошло образование минералов. Это открытие заставляет пересмотреть представления о мобильности тех или иных элементов (в том числе стратегических рудных металлов) в природных условиях.

«Кроме того, оно имеет важное значение для химиков-синтетиков. Дело в том, что кластеры подобного типа были известны для полиоксопалладатов — полиоксометаллатов с драгоценным металлом палладием, но с медью получить их не удавалось. Получается, что природа «изобрела» метод их синтеза независимо от человека и указала нам путь к имитации этих условий в лаборатории», — рассказал участник исследования, заведующий кафедрой кристаллографии СПбГУ Сергей Кривовичев.

Фото: kamchatkaland.ru