Двойникам здесь не место. Новый способ распознать «зеркальные» молекулы в лекарствах

Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из Университета химии и технологии Праги предложили новый экспресс-метод обнаружения в лекарствах энантиомеров — это так называемые «зеркальные» молекулы, которые очень похожи друг на друга, но у них могут быть совершенно разные биологические свойства. В лекарственных соединениях один энантиомер может приносить пользу, а второй — вред. Результаты исследования опубликованы в журналеACS Sensors

В качестве сенсоров для энантиомеров предложили использовать маленькие золотые пластинки — 1×2 см2. Поверхность этих пластинок волнообразная. На нее исследователи «привили» молекулы винной кислоты — это соединение само по себе является энантиомером. В экспериментах энантиомеры винной кислоты играли роль ловушек для энантиомеров другого соединения — коммерческого препарата «Леводопа», применяемого при болезни Паркинсона. Каждый энантиомер винной кислоты захватывал разные энантиомеры «Леводопа». На пластинку достаточно капнуть раствор вещества. На поверхности образуется капля и от того, как она расплывается по поверхности, исследователи могут определить, какое количество того или другого энантиомера в ней содержится.

Как работает новый метод различения молекул двойников. Источник: ACS Sensors

«Наши коллеги из Университета химии и технологии Праги написали специальное мобильное приложение для смартфона, которое по фотографии анализирует угол смачиваемости. Чем более выпуклая капля, тем меньше в ней соответствующего энантиомера, а чем более плоская, тем наоборот больше»

— объясняет аспирант Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ и Университета химии и технологии Праги Ольга Гусельникова.

По сравнению с хроматографией новый метод более простой и быстрый, а также благодаря нему ученые могут находить больше
«двойников». Например, для «Леводопа», повысили такую чувствительность до тысяч молекул.