Эволюционное открытие! Водоросли и потомки триффидов — родственники

20.07.2019

Близкими родственниками красных водорослей являются потомки триффидов! На первый взгляд кажется, что у подвижных нефотосинтезирующих хищников нового типа Rhodelphidia нет ничего общего с растениями. Но исследование генетического материала, проведенного учеными из России и Канады, показало обратное. С их работой можно ознакомиться в журнале Nature.

коллаж изображений двух родственных, но разных групп организмов. Слева – обнаруженные учеными представители Rhodelphis(наверху – снято на световой микроскоп, внизу – на сканирующий электронный микроскоп). Справа – красная водоросль Gracilaria tikvahiae.

Обнаруженное нами родство между такими разными организмами кардинально меняет понимание об эволюции красных водорослей и растений вообще. Ранее считалось, что у представителей этих групп не было смешанного (миксотрофного) питания и они сразу стали фотосинтетиками после симбиоза с цианобактериями. Но обнаруженные нами два вида Rhodelphidia – живое подтверждение неправильности этого утверждения,

-рассказывает Денис Тихоненков — доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории микробиологии Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина РАН.

Иными словами, в ранней эволюции растений и водорослей существовала ключевая промежуточная миксотрофная фаза, похожая на обнаруженных нами простейших, которые существовали по крайней мере до того момента, как древняя пластида стала надежным источником энергии и питательных веществ.

В ходе генетического анализа было установлено следующее: «клетки хищников содержат ДНК, кодирующие ряд связанных с фотосинтезом белков». В результате чего, ученые сделали вывод, что: «у предков Rhodelphidia были активные пластиды, которые исчезли в процессе эволюции». Получается, что эти древние организмы выживали сразу за счет двух жизненных стратегий – хищничества и фотосинтеза. Ну, почти как растения-людоеды из книги «День триффидов».

новый микроорганизм – потомок древних фотосинтезирующих хищников, своего рода минитриффидов из романа Уиндема – подвижных плотоядных растений.

На заметку:

Все сложные организмы начали свой эволюционный путь с симбиотического союза двух и более предков. Так появились и красные водоросли. Вероятно, много тысяч лет назад в клетке некоего ядерного организма, питающегося готовыми веществами, а может даже и хищника, поселилась сине-зеленая водоросль (фотосинтезирующая цианобактерия). Она преобразовывала энергию света в сахара и другие питательные вещества. С течением времени, такое сожительство превратило организм в сильную и независимую водоросль. Которая смогла самостоятельно обеспечивать себя питательными веществами (в процессе фотосинтеза). И бактерия стала клеточной структурой – пластидой.

В материале использованы иллюстрации, предоставленные пресс-службой Российского научного фонда.