Из стволовых клеток человека вырастили эмбрионоподобные структуры

13.09.2019

Исследования, в результате которых возникают сложные искусственные эмбрионоподобные структуры, сегодня проводятся многими учеными. Цель таких экспериментов — изучение эмбрионального развития на ранней стадии. Так, специалисты Мичиганского университета создали микрофлюидную систему — в ней стволовые клетки погрузили в гель, омывая их раствором с сигнальными веществами. Получившиеся эмбрионы соответствовали первым стадиям развития после имплантации: у них сформировались предшественники стволовых клеток и появились зародышевые оболочки.

Это исследование может помочь понять и предотвратить раннюю потерю беременности, — говорит Амандер Кларк, биолог Калифорнийского университета. — Женщины, у которых повторяется ранняя потеря беременности, теперь могут надеяться: ученые поймут, почему это происходит, пишет  Nature.

Новый метод облегчает создание структур для моделирования раннего развития человека, но поднимает этические проблемы.

Дело в том, что после первых двух недель развития зародыш человека теряет самостоятельность, будучи имплантирован в стенку матки. Все следующие за этим события его жизни продиктованы сигналами материнского организма. В это же время формируются и зачатки нервной системы. А это значит, по мнению специалистов по биоэтике, что зародыш уже может испытывать боль от манипуляций. С этим связано «правило 14 дней» — запрет на проведение экспериментов с человеческими эмбрионами старше 2-х недель.

Ученые надеются, что это явление временное и чиновники согласуют позицию. Пока же спор регуляторов и биологов, считающих, что вето на культивирование эмбрионов после 14 дней не позволяет в полной мере изучить процессы онтогенеза, остается открытым.

Изображение вверху: Ранний эмбрион человека. www.nature.com.

• Суровый сдвиг! Неприятно. Это сигнал к созданию инкубатора, а далее со всеми остановками ….